Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Дефицит средств Пенсионного фонда подталкивает к реформе

Евгений Григоренко, гендиректор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса: «Государство все больше самоустраняется от проведения разъяснительной работы, переложив ее на плечи только рынка».

Ситуация, которая сложилась в демографии и в экономике, требует существенного ускорения формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, в прошлом году в структуре доходов населения социальные выплаты превысили зарплату. Темпы роста ВВП в прошлом году упали в пять раз - с 12,1 до 2,4%. С учетом сегодняшних проблем экономики может так случиться, что в текущем году прирост ВВП будет еще ниже. И если в 2005 году дефицит средств Пенсионного фонда Украины на выплату пенсий, который покрывается за счет государственного бюджета, составил почти 15 миллиардов гривен, то в этом году разрыв между потребностью и возможностями может увеличиться. Уже сегодня на пенсионные выплаты направляется почти пятая часть государственного бюджета. Спасение - в максимальном ускорении внедрения системы второго и третьего уровня пенсионного обеспечения.

Что касается второго уровня – Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса подготовила и внесла правительству свои предложения по ускорению введения ее в действие. Суть этих предложений заключается в том, чтобы перенести сроки введения системы на один год раньше, и вводить ее не сразу на уровне 7%, а поэтапно, начиная с 1% в 2007 году и заканчивая 7% в 2014 году.

Что касается третьего уровня пенсионной системы, то она фактически внедряется с 2004 года, хотя реальные накопления в рамках Закона «О негосударственном пенсионном обеспечении» начались только с 2005 года. За это время количество негосударственных пенсионных фондов, которые прошли процедуру регистрации, увеличились до 54, а таких, кто уже стабильно получает пенсионные взносы, - с 5 до 36. Только за 2-4 кварталы 2005 года участниками негосударственных пенсионных фондов стало почти 90 тыс. граждан Украины. Активы этих фондов выросли с 3 до 45 млн. грн.

Вместе с тем сегодня существует целый ряд субъективных факторов, которые реально угрожают негосударственной пенсионной системе. Одним из таких факторов является попытка страховых компаний при поддержке Госфинуслуг подорвать отработанную с участием международных экспертов и принятую на уровне государства модель. Предлагается заменить ее на более рискованную. То есть привлечь страховые компании в процесс накопления и управления пенсионными средствами.

Цель этих изменений - дать возможность страховым компаниям осуществлять услуги по негосударственному пенсионному обеспечению в формате страхования жизни, но без всех тех ограничений, которые установлены в Законе «О негосударственном пенсионном обеспечении». В частности без персонификации пенсионных взносов, без закрепления права собственности застрахованных лиц на пенсионные средства, без соблюдения нормативов инвестирования, определенных пенсионным законодательством и т. д. При этом указанные «новации» подаются обществу как альтернативный механизм, который должен конкурировать с механизмом, утвержденным Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении». Работодателям и гражданам Украины предлагается самостоятельно выбрать для себя соответствующую модель. Привлекательное внешне, такое предложение в реальности создает серьезные проблемы для будущих пенсионеров, поскольку убедиться в преимуществах или недостатках выбранной модели они смогут через годы, когда уже будет поздно что-то изменить. Не случайно именно поэтому все правительства стран, которые заботятся о социальном самочувствии населения, берут именно на себя ответственность предложить обществу ту или иную модель, руководствуясь мировым опытом. А мировой опыт в свою очередь свидетельствует, что система гарантированных взносов в государственные пенсионные фонды, по которой работают пенсионные фонды, оказалась более надежной, чем система, по которой работают страховые компании, опирающаяся на систему гарантированных выплат. В любом случае на пенсионном рынке нет конкуренции между пенсионными фондами и страховыми компаниями, каждый из них имеет свою нишу в системе пенсионного обеспечения и выполняет только ему присущие функции.

Еще одной важной проблемой в развитии негосударственного пенсионного обеспечения является доведение до населения смысла и значения пенсионной реформы, преимуществ и особенностей работы негосударственных пенсионных фондов. Пока были соответствующие иностранные гранты и техническая помощь, что-то в этом плане еще делалось, сегодня эта работа заглохла, и государство все больше самоустраняется от проведения разъяснительной работы, переложив ее на плечи только рынка, – а государство должно оставаться в этом процессе локомотивом.