Донбасс покоряет прокуратуру

Виктор Пшонка стал третьим выходцем из Донецкой области, который за последний год пришел работать в Генпрокуратуру. Пшонка близок к Донбассу не только своим происхождением (село Сергеевка Донецкой области). В течение пяти лет он занимал должность прокурор

сын, Артем Пшонка, прошел в парламент Украины под номером 128 в списке Партии регионов, ранее работал зампрокурора Краматорска и в возрасте 28 лет получил чин советника юстиции.

Имя Виктора Пшонки стало на слуху после убийства в 2001 году журналиста Игоря Александрова. Тогда он работал прокурором Донецкой области. Спустя несколько месяцев в убийстве обвинили бездомного Юрия Вередюка, которого позднее оправдал Донецкий апелляционный суд.

«Дело Александрова» объединяет прокуроров

Нынешний генеральный прокурор Медведько в то время занимал должность начальника управления по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры Донецкой области и участвовал в разработке версии о причастности Вередюка к убийству. Обвинение в суде представлял заместитель Пшонки Юрий Балев.

Кстати, сам Пшонка являлся объектом журналистского расследования Александрова. Бывшие офицеры Краматорского ОБОПа передали журналисту несколько фотографий, на которых якобы был зафиксирован сын Пшонки, Артем, в компании местных уголовных «авторитетов». Впоследствии на квартире журналиста был проведен обыск, но фотографии не нашлись. Приблизительно в это же время экс-обоповец Олег Солодун в эфире программы Игоря Александрова на телекомпании «ТОР» в Славянске обвинил Пшонку в «крышевании» местной преступной группировки.

В 2002 году Солодун сообщал, что обращался в Генпрокуратуру с просьбой привлечь Пшонку к уголовной ответственности, в том числе и по «делу Александрова». По его словам, существовало шесть-семь позиций, по которым прокурор области совершил должностное преступление. ГПУ отказало Солодуну в возбуждении уголовного дела.

Православные ордена

Во время руководства Генеральной прокуратурой тогдашним руководителем ГПУ Святославом Пискуном Пшонка дважды отстранялся от следствия. В начале августа 2002 года Пискун временно отстранил Пшонку от исполнения обязанностей до выяснения обстоятельств аварии на шахте имени Засядько. Генпрокуратура тогда напомнила в своем заявлении, что по фактам аварий на шахте им. Засядько в 1999 и 2001 годах Донецкая областная прокуратура возбуждала уголовные дела, однако со временем закрывала их, в том числе и по мотивам отсутствия состава преступления.

В ноябре 2002 года в Донецке прошло заседание парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Тогда же руководитель комитета депутат Владимир Стретович заявил, что Пискун дважды подписывал приказ об отставке Пшонки, но из-за заступничества влиятельных «дончан» документ так и не был опубликован. В СМИ предполагалось, что протекцию Пшонке оказывали экс-генпрокурор Геннадий Васильев, а также тогдашний губернатор Донецкой области Виктор Янукович. Якобы жены губернатора и прокурора области дружили между собой. Кроме того, Виктор Пшонка и Виктор Янукович — кумовья.

В декабре 2002 года Святослав Пискун, будучи генеральным прокурором, объявил выговор прокурору области Виктору Пшонке за плохой контроль над расследованием уголовного дела об убийстве директора телекомпании «ТОР» Игоря Александрова.

А еще известность на Донбассе Пшонке принесла не только прокурорская деятельность. В начале 2000-х в городе Славянске была построена церковь. Среди «меценатов» строительства храма горожане называют Януковича и Пшонку.

Вышеупомянутый Солодун ранее заявлял, что Генпрокуратура должна расследовать, на какие средства бывший прокурор Донецкой области Виктор Пшонка построил храм и монастырь, за что он и его сын получили православные ордена.