Эксперты по безопасности предложили замену Будапештскому меморандуму

По случаю 20-й годовщины подписания Будапештского меморандума украинские эксперты по безопасности выясняли, почему он "не сработал", и предложили свои варианты выхода из кризиса

Будапештский меморандум, хоть и является достаточно сильным дипломатическим документом, не обеспечен ответственностью за его неисполнение. В нем в частности записано: "Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Украина будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств" (обязательств — "уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины", — Ред.).

Дипломат Олег Белоколос, директор департамента "Майдан иностранных дел", выступая на круглом столе в среду напомнил, что Украина дважды поднимала вопрос о необходимости проведения "консультаций", как это и указано в Меморандуме, "однако Россия цинично отказывалась, отрицая свою причастность к событиям на Донбассе — дескать, это все внутренние дела Украины, мы тут ни причем".

Белоколос отметил, что возобновление ядерного статуса Украины, о котором говорят ярые патриоты — это "такой уровень ответственности, к которому страна сейчас не готова". При этом он подчеркнул, что единственный выход в условиях неработающих международных договоров и обязательств — это высокая обороноспособность страны. "Кто имеет сильную армию — тот имеет сильных союзников, — напомнил дипломат слова Макиавелли. — Если у Украины будет сильная армия, то сами придут и позовут нас в НАТО, а не нам придется проситься". Сильная армия, по словам Олега Белоколоса, должна быть способна нанести "неядерные удары по инфраструктуре противника — дамбам, военным заводам, электростанциям. То есть, нанести такой ущерб противнику, который бы сделал войну с Украиной нецелесообразной".

С экспертом согласился представитель СНБО Владимир Полевой, который отметил, что "благодаря небывало высокой международной поддержке, у Украины есть карт-бланш на развитие обороноспособности мирового уровня. Но все зависит только от нас самих!".

Глава "Украинского дома Крыма" Андрей Щекун предостерег собравшихся от шапкозакидательских настроений, заявив, что "российский Генштаб имеет планы дойти сначала до Львова, а потом и до Лиссабона". Однако ему возразил политолог Тарас Загородний: "Помните, Россия блефует — нет у них ресурсов для большой войны, ни военных, ни экономических, — уверен аналитик. — Мало ли у кого какие планы — у Пентагона есть планы и на случай вторжения иноземных цивилизаций".

Обсуждая меры обеспечения безопасности, эксперты сошлись во мнении, что ориентация на НАТО — не панацея. "Будет ли НАТО воевать за нас, даже в случае вступления, еще большой вопрос — это сильно забюрократизированная структура", — отметил Дмитрий Левусь, директор центра исследований "Украинский меридиан". "К тому же там хватает адептов "русского мира" в плохом смысле слова — людей, не интегрированных в европейское пространство", — добавил он, имея в виду страны Прибалтики.

Вячеслав Гусаров, эксперт Центра военно-политических исследований, подводя итоги, предложил Украине инициировать новый международный договор о безопасности "с участием США, Великобритании, Европейского союза, Китая и возможно России".

Следует также добавить, что, помимо Будапештского меморандума, нерушимость границ Украины гарантирует двусторонний Большой договор о дружбе между РФ и Украиной, с которым сложилась интересная правовая коллизия. "У нас действует договор с Украиной 1997 г., за который я, как тогда депутат Госдумы, голосовал за его ратификацию, — сказал в интервью"Эхо Москвы" экс-депутат российского парламента Владимир Рыжков, — он назывался и называется "Большой договор о дружбе между РФ и Украиной". Он был подписан Ельциным, ратифицирован Госдумой, он действует. И согласно этому договору, который действует на сегодняшний день, Крым — часть Украины. Он нами, Россией, не денонсирован, он действует, этот договор. То есть, юридически РФ признает, что Крым — часть Украины. И это при том, что мы уже приняли конституционный закон о принятии Крыма, и уже согласно нашей Конституции, Крым часть России. Но одновременно с этим действует международный договор, где Крым — часть Украины. И одновременно с этим в российской конституции есть статья, согласно которой международные договоры России, включая российско-украинский договор, имеют приоритет над внутренним законодательством".