Европейцы осваивают стратегию «проникновения»

Сейчас в Европе бум сделок по слиянию и поглощению банков. Например, итальянская UniCredit Group недавно договорилась о покупке «соотечественника» — банка Capitalia. Слились еще два итальянских финучреждения — банки Intesa и Sanpaolo. У многих на устах от

недавних конкурентов или сливаясь с ними, банки преследуют разные цели. Одна из основных задач — выход на новые рынки. Различают четыре стратегии проникновения банков на зарубежные рынки.


Зачем выходить

Первая из них — «нишевая». Суть этой стратегии состоит в том, что банк ограничивается небольшими долями рынков в нескольких странах. Стратегия «фокусирования», наоборот, предполагает, что банк должен заполучить крупные доли нескольких рынков. Финучреждения, делающие ставку на корпоративный бизнес, часто применяют стратегию «присутствия». Она подразумевает обладание пусть и скромными долями, но многих рынков. Наконец, банки, которые применяют стратегию «проникновения», нацеливаются на крупные доли рынков многих странах. Еще несколько лет назад таким подходом не могла похвастаться ни одна европейская банковская группа. Сегодня же на лидерство на многих рынках претендуют итальянская группа UniCredit и австрийская Erste. Близки к этому еще пять групп, в числе которых австрийский холдинг Raiffeisen International, венгерский OTP и итальянский Intesa Sanpaolo.

А как у руських

На просторах СНГ экспансию на банковских рынках стран-соседей проводит Россия. Вначале стратегия российских банков базировалась на создании дочерних структур в основном с целью обслуживания интересов своих крупных клиентов или акционеров. Например, в Азербайджане в 1997 году был создан банк «НИКойл», чтобы обслуживать рассчеты российской нефтяной компании «ЛУКойл» с предприятиями в этой стране. В 2002 году аффилированный с тем же «ЛУКойлом» банк «Петрокоммерц» учредил в Молдове Unibank с аналогичной целью.

Альфа Банк также привели в Казахстан (1994 год) и Украину (2001 год) интересы крупных клиентов — представителей нефтегазового сектора. Белгазпромбанк появился в Беларуси (1997 год) как представитель компании «Газпром» и сегодня обслуживает все финансовые потоки своего основного акционера, его дочерних структур, а также отслеживает прохождение платежей за поставленный в республику российский природный газ.

Однако в последнее время стратегия российских банков несколько изменилась, и они начали покупать крупные финучреждения в странах-соседях. Так, в прошлом году ВТБ приобрел банки в Казахстане и Молдове, а также купил крупный по украинским меркам банк «Мрия». В этом году его примеру последовал другой российский госбанк — Сбербанк, наконец-то поглотивший украинский банк НРБ (входит в группу средних).

Популярностью у россиян пользуются и белорусские банки. Тот же ВТБ в декабре прошлого года закрыл сделку по приобретению контрольного пакета белорусского Славнефтебанка. В предпродажном состоянии находятся еще два белорусских банка — Белвнешэкономбанк и Межторгбанк. Последним активно интересуется Альфа Банк.