Скандал вокруг Михайловской площади: власти Киева хотят пустить $90 млн на подземный паркинг

Активисты сегодня опубликовали документы КГГА, в которых указана ориентировочная стоимость строительства подземного паркинга на Михайловской площади — 2,3 млрд грн. Delo.UA разбиралось, много это или мало

На строительство подземного паркинга под Михайловской площадью намерены выделить 2,3 млрд грн. Такие данные опубликовала активистка организации "Город-сад" Евгения Кулеба.

Она ссылается на отдельное поручение заместителя мэра Александра Спасибко, на основании которого готовится распоряжение Киевской горгосадминистрации "О реконструкции Михайловской площади со строительством подземного паркинга". На разработку проектной документации по этому объекту Киевсовет на прошлой неделе выделил 130 тыс. грн.

Глава бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников уверяет, что деньги были выделены, "чтобы понять, возможно там построить паркинг или нет". При этом признается, что прогнозы археологов говорят о том, что построить паркинг там фактически невозможно.

Что хотят построить

На схемах, которые активисты разместили в интернете, значится четырехуровневый паркинг на 870 машиномест, глубина — 18 м. Застройка коснется не только Михайловской площади, но и территории перед зданием МИД Украины.

Цена вопроса — 9% бюджета столицы

В пояснительной записке к проекту распоряжения КГГА о строительстве подземного паркинга указана ориентировочная стоимость "реконструкции" Михайловской площади — 2,3 млрд грн ($90 млн). Следует отметить, что бюджет Киева на 2016 год предусматривает доходы на уровне 27 млрд грн, а расходы 25,6 млрд грн.

Такая огромная сумма вызывает массу вопросов. Например, депутат Киевсовета Ольга Балицкая ("Самопомич") считает, что реальная стоимость подземной парковки в этом месте может составить $20-30 млн. "Я приблизительно предполагаю, сколько стоит строительство паркинга в одном комплексе. Учитывая геологию Михайловской площади, сумма будет в разы больше", — пояснила Delo.UA Балицкая, которая долгое время возглавляла комитет по недвижимости Европейской бизнес ассоциации.

Отдельных подземных паркингов в столице не так уж и много, поэтому трудно сравнить стоимость их строительства. Известно, что в строительство двухуровневого подземного паркинга под Троицкой площадью на 400 паркомест Смарт-Холдинг инвестировал $15 млн.

Если же сравнивать стоимость паркомест, то в подземных паркингах, которые размещены под домами, одно машиноместо продается по цене от $10 тыс. до $30 тыс. В то время как исходя из ориентировочных подсчетов киевских властей, одно место в планируемом подземном паркинге на Михайловской площади обойдется в 2,6 млн грн (около $100 тыс.).

Сумма в 2,3 млрд грн соразмерна с такими масштабными проектами, как достройка Подольского моста (4,2 млрд грн) и метро на Виноградарь (3,8 млрд грн).

А будет ли паркинг?

Активисты считают, до строительства паркинга может и не дойти. "Уже есть опыт Метрограда, Майдана Независимости, Почтовой площади", — разводит руками Евгения Кулеба. Напомним, место, где сейчас находится ТЦ "Метроград", первоначально планировали использовать для того, чтобы разгрузить транспортные потоки.

С ней согласна и депутат Балицкая. Она предполагает, что это проект в пользу какого-то инвестора, который в конце концов превратится в торговый центр.

Минкульт дает добро?

В опубликованном проекте распоряжения есть пункт "Получить разрешение на проведение работ в Министерстве культуры". Михайловская площадь находится в охранной зоне объекта мирового наследия Юнеско "София Киевская", где никакое строительство невозможно без соответствующего заключения.

Принимать решение придется новоназначенному министру культуры Евгению Нищуку, "голосу Майдана". Следует отметить, что в районе сквера Небесной Сотни планируют разместить один из входов в паркинг.

Сам Нищук уже знаком с ситуацией. Он обещает придерживаться норм культурно-охранного наследия, и чтобы в буферных зонах не было никаких строек. При этом он согласен, что нужно решать транспортные проблемы столицы.

"Нужно учитывать общественное мнение и идти на такие компромиссы, чтобы можно было … инвестора не потерять, который намерен разгрузить город от автомобилей. Но я думаю, что можно найти другое место вне охранной зоны", — допускает Нищук.