ГКЦБФР просит помощи

Иван Нестеренко, Владимир Петренко, члены ГКЦБФР: «Существует группа из 11 эмитентов, по которым ГКЦБФР решить проблему будет сложно. Нужна помощь Кабмина, Верховной Рады и силовиков».

Как известно, премьер-министр Юрий Ехануров в прошлом месяце дал конкретное поручение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку: решить проблему «двойных реестров». На сегодня вырисовывается следующая картина. В Украине ГКЦБФР вычислила 27 эмитентов, ведущих «двойной реестр» ценных бумаг. Из них мы выделили 16, по которым способны самостоятельно решить проблему. Это либо аннулировать регистрацию, либо - в случае добровольного отказа регистратора – его оштрафовать. Однако существует группа из 11 эмитентов, по которым ГКЦБФР решить проблему будет достаточно сложно. Здесь нужна помощь Кабинета Министров, Верховной Рады и правоохранительной системы. Дело в том, что по просьбе известных политиков против нас работает устойчивая группа аналитиков. Не исключено, что именно они в свое время разработали схемы «двойного реестра» с целью отбора собственности у других акционеров. Поэтому присутствующие на заседании Межведомственной группы представители прокуратуры и МВД наверняка «мотают на ус» информацию с тем, чтобы решить, следует возбуждать уголовные дела или нет.

Кстати, эмитенты с «двойным реестром» давно известны. Это 6 облэнерго – «Прикарпатьеоблэнерго», «Львовоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Черниговоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Луганскоблэнерго». Кроме того, к этой когорте принадлежат «Киевский судостроительно-судоремонтный завод», «Черкассыгаз», «Никопольский завод ферросплавов», «Днепроспецсталь» и Просянский ГОК. Если будет принято решение председателем Государственной комиссии назвать лиц, стоящих за этими 11 эмитентами, мы готовы назвать их имена. Потому что проблема «двойных реестров» - это не только угроза существованию фондового рынка, но и угроза национальной безопасности страны.

Мы хотим, чтобы нас услышали судьи, которые рассматривали или будут рассматривать дела по фондовому рынку. К ним одна просьба: не рассматривать дела без уведомления и без присутствия представителей ГКЦБФР. Приведем свежий пример. Недавно мы по факту узнали, что судья Белгород-Днестровского райсуда Одесской области принял решение, предписывающее не исполнять действия территориального управления ГКЦБФР в Белгород-Днестровске. Принимая такое решение, судья даже не удосужился проверить, а есть ли такое отделение в данном районном городке. Ведь территориальное отделение Комиссия имеет только в Одессе. Чтобы впредь избегать такого «качественного» судопроизводства, не проще ли определить суды, которые способны рассматривать спорные вопросы по фондовому рынку?

Кстати говоря, Комиссия также обратилась к комитету Верховной Рады по вопросам правовой политики с просьбой оценить «профессионализм» отдельных судей. Если такие рассмотрения состоятся, то это тоже будет хорошим подспорьем в прекращении правового беспредела.

Но для того, чтобы окончательно разрубить «гордиев узел» фондового рынка, нужны и изменения в нормативных документах. В частности, просим Кабинет Министров дать поручение НКРЭ и ГКЦБФР, чтобы общим решением создать на проблемных облэнерго временную администрацию. С его помощью можно было поставить временного руководителя регистратора и таким образом заблокировать действия эмитента до тех пор, пока конфликт не был бы урегулирован. Кроме того, следует разработать положение о принудительной передаче реестра от одного регистратора к другому. Также нужно нормативным актом обязать регистраторов передавать контрольный экземпляр реестра на хранение в депозитарий. Все это вовсе не дополнительные полномочия для комиссии. Это жизненно необходимые полномочия для регулирования движения на фондовом рынке.