Главные конкуренты McDonalds не успеют выйти на украинский рынок до Евро-2012

Ни одна из международных сетей фаст-фудов и кафе, которые планировали выйти в Украину накануне Евро-2012, не успевает сделать это вовремя

Ни одна из международных сетей фаст-фудов и кафе, которые планировали выйти в Украину накануне Евро-2012, не успевает сделать это вовремя. В компаниях-партнерах сетей рассказывают, что в большинстве случаев им не удается договориться о приемлемых условиях сотрудничества — международные компании опасаются рисков рынка, а локальные не могут гарантировать высокие темпы развития, пишет портал франшиз vlasbiz.net.

Так, сеть "KFC" планировала открыть первый ресторан, предоставив франшизу компании "ФМ Групп" (сети "Дрова", "Кофе Тайм", "Папа Джон"). Однако стороны не смогли прийти к согласию. В компаниях ход переговоров не комментируют, но ходят слухи, что сеть установила роялти в размере 6-7% от годового оборота, а это примерно маржа прибыли, которую получил бы франчайзи.

Не увенчались пока успехом и переговоры сети "Burger King", в прошлом году уже зарегистрировала в "Укрпатенте" собственные торговые марки, с компанией "Бургер Рус" (владеет правами на развитие сети в России). По словам одного из участников рынка, в сети настаивают на открытии сотни заведений за первые несколько лет работы, а местный партнер не может гарантировать такие темпы.

Инвесторы боятся локальных рисков

Сейчас более десяти крупных зарубежных сетей ищут помещение для собственных заведений, но ни одна из них к чемпионату Евро-2012 уже не успевает, рассказывает директор консалтинговой компании "Украинская торговая гильдия" Евгения Локтионова. "Мы не можем раскрывать названия сетей, но некоторые из них могут выйти на рынок в сентябре, открывшись в торговом центре "Ocean Plaza ", — добавила Локтионова.

Арендные ставки на коммерческие площади в Киеве — на уровне крупнейших городов Европы и России, а доходы — в 2-3 раза ниже. Чтобы открыть 2-3 точки, необходимо инвестировать минимум $ 2 млн, а вернуть их можно будет только через 4-5 лет. А украинские бизнесмены, с которыми ведут переговоры зарубежные сети, уверены, что деньги необходимо вернуть максимум за два года. Поэтому иностранцы редко соглашаются на такие условия.

Ресторанный бизнес также значительно пострадал после кризиса — в заведениях резко упала посещаемость и средний чек, рассказывает владелец франшизы "Double Coffee" в Украине Дмитрий Харченко. "Причем если посещаемость сейчас восстанавливается, то средний чек продолжает падать", — утверждает он. Хотя некоторые эксперты утверждают, что низкое потребление — миф, который рестораторы распространяют среди международных партнеров, чтобы получить выгодные условия сотрудничества. Ведь половина населения Украины живет в городах-миллионниках, где фаст-фуды всегда востребованы.

Представители компании "McDonald's" также уверены, что потребление растет — сеть планирует открыть в этом году три новых заведения. Впрочем, даже в "McDonald's" признают, что из-за нестабильной политической и экономической ситуации инвестиционная привлекательность Украины пока невысока.

Хотя сети и не успеют выйти в Украину к чемпионату, скорее всего их интерес к рынку сохранится. Евро-2012 был бы хорошим поводом, однако в глобальных сетях мыслят масштабно, взвешивая все риски на ближайший десяток лет. На украинском рынке они могут вести переговоры до трех лет. Эксперты ожидают, что компании будут продолжать вести переговоры о развитии по схеме франчайзинга.

Некоторые сети, такие как "Subway", принципиально развиваются именно по этой схеме. Из 35 тыс. заведений "Subway" только 5 принадлежат самой компании. Примером такого развития в Украине может служить сеть "Domino's Pizza", который развивается в партнерстве с украинскими "Пузатой хатой". У менеджеров местной сети есть опыт и знания локального рынка. Кроме того, это гарантирует глобальной компании относительную стабильность и разделение рисков.

Однако в Украине этот способ пока недостаточно распространен. Крупные игроки еще помнят историю с "Subway" на российском рынке, когда местные партнеры отказались соблюдать условия договора и начали работать под брендом "Subway" самостоятельно, не считая роялти и корректируя концепцию заведения по собственному усмотрению. Дмитрий Харченко из "Double Coffee" думает, что подобные опасения в международных сетей и относительно украинского рынка. "Например, я вел переговоры об инвестировании с китайскими бизнесменами. Они были заинтересованы, но в итоге отказались, заявив, что рынок слишком сложен ", — рассказывает он.

Франчайзингу не хватает законодательной базы

Для франчайзингового развития необходимы стабильная экономика и законодательство, гарантирующее соблюдение прав обеих сторон, отмечает Сергей Братусев с "McDonald's". Его компания развивается в Украине без франчайзи. "Возможно, мы рассмотрим схему франчайзингового развития в Украине через 2-5 лет, но для этого экономическая ситуация должна стабилизироваться, а законодательство стать прогнозируемым и прозрачным", — рассказывает Сергей Братусев. О подобных заявлениях других представителей компании портал франшиз Vlasbiz.net уже недавно писал. Несколько быстрее сеть "McDonald's" планирует начать развитие по франчайзинговой схеме в России.

Кроме того, чтобы франчайзинговый бизнес в Украине развивался, необходимо подготовить законодательную базу — сейчас эта сфера регулируется Гражданским и Хозяйственным кодексами. Проект отдельного закона "О франчайзинге" был инициирован Кабмином и зарегистрирован в Верховной Раде еще в 2001 году, однако с тех пор его так и не рассматривали. По мнению президента Федерации развития франчайзинга Украины Олег Лащука, после принятия такого закона международные сети ускорят процесс выхода на украинский рынок.