Исламский мир о трагедии Charlie Hebdo: терроризм и ислам не едины

Практически все лидеры стран Ближнего Востока осудили нападение террористов на редакцию французской сатирической газеты Charlie Hebdo, выразив поддержку французскому правительству и солидарность с французским народом. Но также многие подчеркнули, что терроризм не имеет отношения к конкретной религии и глупо ставить знак равенства между террористами и исламом

7 января во Франции произошел теракт, нацеленный на сотрудников сатирического еженедельника Charlie Hebdo (Шарли Эбдо). Как сообщает Министерство внутренних дел Франции, трое неизвестных расстреляли невинных людей, в результате чего 12 человек погибли, а 20 ранены. Нападение на редакцию французского сатирического издания связывают с тем, что сотрудники планировали опубликовать карикатуры на пророка Мухаммеда.

Ответственность за нападение взяло на себя йеменское подразделение террористической организации Аль-Каида, так называемая "Аль-Каида на Аравийском полуострове" (АКАП). Один из лидеров группировки — Насер Али аль-Анасси — опубликовал видеообращение, в котором назвал теракт в редакции Шарли Эбдо "местью за пророка" Мухаммеда. Об этом сообщил спутниковый телеканал Al Arabia.

"Мы, "Аль-Каида на Аравийском полуострове", берем на себя ответственность за эту операцию, призванную отомстить за пророка Мухаммеда. Мы хотим сообщить всем мусульманам: это мы выбрали цель, финансировали операцию и завербовали ее лидера", — говорит в обращении Насер Али аль-Анасси. По его словам, теракт был совершен по приказу лидера Аль-Каиды Аймана аз-Завахири.

Еще один лидер АКАП, шейх Харис аль-Назари предупредил Францию о новых нападениях террористов. "Вы не будете в безопасности, пока боретесь с Аллахом, его посланником и верующими", — говорится в заявлении шейха.

В тоже время террористический акт был осужден многими лидерами, журналистами и гражданскими активистами на всем Ближнем Востоке.

Первым террористическую атаку осудил Совет исламской веры во Франции."Мы не видели такого во Франции очень давно, нападение угрожает демократии и свободе слова и прессы", — заявили в совете. Организация выразила соболезнования гражданам страны и призвала мусульман избегать провокаций, которые могут ухудшить эту ситуацию.

Генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива доктор Абдулатиф бин Рашид Аль Заяни также высказался против террористического нападения на редакцию парижского издания. "Это акт трусости, несовместимый с принципами исламской религии, всех моральных и гуманистических ценностей", — цитирует Аль-Заяни арабское информационное агентство Аlaan. Генсек Совета призвал привлечь к уголовной ответственности виновных в нападении и выразил готовность оказать поддержку странам Персидского залива и французскому правительству в борьбе с терроризмом.

Генеральный секретарь Лиги арабских государств(ЛАГ) Набиль аль-Араби также решительно осудил нападение на газету. В кратком обращении он выразил соболезнования семьям погибших, правительству и народу Франции и пожелал скорейшего выздоровления раненым.

Верховный комиссар ООН по правам человека, принц Иордании Раад Зейд аль-Хусейни, был солидарен с генсеком ЛАГ: "Свобода слова и мнений — краеугольный камень любого демократического общества. Те, кто пытается разделить сообщества по принципу религии, этнической принадлежности или любым другим способом, не должны добиться своего. Верховенство закона должно объединить нас в проявлении твердости против таких террористических актов", — заявил он в своем обращении.

Власти Саудовской Аравии тоже не остались в стороне от этой трагедии. "Королевство решительно осуждает этот трусливый террористический акт, совершение которого ислам не допускает", — цитирует их заявление канал Al Arabia. Эр-Рияд выразил соболезнования семьям погибших и пожелал скорейшего выздоровления раненым.

В Египте теракт осудил не только министр иностранных дел Самех Шукри, который выразил соболезнования французскому правительству и народу и заявил о египетской поддержке Франции в борьбе с "глобальным явлением — терроризмом". Осудили теракт и местные журналисты, писатели и ученые. В поддержку французского народа египетские журналисты собрались возле офиса профсоюза работников СМИ в Каире. В руках у многих были ручки и карандаши, плакаты с надписью "Я — Шарли!". "Все мы едины в решимости защищать ценности нашей цивилизации, свободу слова, свободу прессы и другие свободы, которым угрожают эти бандиты", — сказал египетский журналист Джамаль Фахми.

Кроме того, группа египетских писателей, поэтов и художников подписала заявление, которое осуждает нападение на редакцию Шарли Эбдо. "Мы осуждаем вопиющий акт нападения на создателей газеты Шарли Эбдо", — говорится в заявлении, опубликованном на странице египетского поэта Ихаба Халифа в сети Facebook.

Халиф отметил, что писатели во всех странах должны быть защищены от этого зла (терроризма) и не должны платить цену за различие взглядов в обществе. "Мы не утверждаем, что согласны или не согласны с действиями французской редакции, но информация не должна быть использована неверным образом, ее нельзя неправильно истолковывать или искажать", — говорится в заявлении. Под этим обращением подписались 90 деятелей культуры Египта.

В Катаре против нападения на Шарли Эбдо выступил главный редактор катарского издания Al Arab. Его заявление прозвучало одновременно с заявлением местного МИД, который осудил теракт и отметил, что такие действия против беззащитных граждан идут вразрез с моральными и общечеловеческими ценностями.

Вместе с осуждением самого факта теракта катарский журналист призвал мусульман перестать извиняться за произошедшее с парижской редакцией и заявил, что Франция ищет повод для военного вторжения в Ливию. "Не извиняйтесь за преступление, которого вы не совершали. Похоже, Франция хочет вторгнуться в Ливию под предлогом борьбы с терроризмом после того, как оккупировала Мали под тем же предлогом", — заявил он в социальной сети Twitter. Но в то же время он объяснил, что нападения на невинных людей неприемлемы и должны осуждаться.

"Я против убийства моих коллег-журналистов. Но почему этот вопрос связывают с исламом и мусульманами? Бывают экстремисты-христиане и экстремисты-иудеи, но ведь никто не просит церковь осуждать нападения на мусульман и мечети в Швеции или кампании против мусульман в Германии". "Так почему же мы, мусульмане, должны извиняться за преступление, которого не совершали? Мы должны разбираться с лицом или лицами, совершившими преступление, без учета их вероисповедания", — добавил катарский журналист.

Однако громче всего осуждения теракта звучали со стороны Палестины. Палестинское движение Хамас настаивает на том, что различия во мнениях не могут оправдать убийства. Об этом говорится в заявлении организации. Но одновременно с этим, в том же заявлении, представители Хамас раскритиковали израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху за то, что тот сравнил нападение на редакцию французского издания с ракетными обстрелами из сектора Газа мирных жителей Израиля. "Хамас осуждает отчаянные попытки Нетаньяху провести параллель между нашим движением и сопротивлением нашего народа на нашей земле с одной стороны, и глобальным терроризмом с другой", — говорится в заявлении.

Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас в ходе телефонного разговора с президентом Франции заявил, что "терроризм не имеет религии".

Аббас подчеркнул, что перед лицом терроризма не важна религия невинных граждан, "не важно, христиане они, евреи или мусульмане. Жизнь человеческая — это священный дар. Бог дает жизнь, он создал нас всех", — заявил президент Палестины.

Кроме того, в центре палестинского города Рамалла прошла акция солидарности с Францией. Десятки палестинцев вышли, чтобы почтить память погибших. Они держали флаги Франции, а также большой плакат с надписью на трех языках "Палестина будет рядом с Францией против терроризма".

"Мы вышли на эту акцию, чтобы поддержать Францию и показать, что она не одна в борьбе с этой волной преступлений. Народ Палестины — вместе с Францией, потому что мы разделяем с ней необходимость защиты свободы, справедливости и равенства", — заявил Ясир Абед Раббо секретарь Организации освобождения Палестины.

Также Францию поддержали король и королева Иордании Абдалла II и Рания Аль-Абдулла.
Король подчеркнул, что произошедшее подтверждает существование угрозы терроризма и требует еще больше международных усилий по борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Королева же заявила, что нападение оскорбило ислам: "Меня оскорбляет, что кто-то использует ислам, чтобы оправдать убийство мирных жителей. Ислам — религия мира, терпимости и милосердия. Она источник спокойствия и силы. Мы шокированы тем, что произошло в Париже", — цитирует короля и королеву иорданское издание Alghad. Монархи страны также приняли участие в марше мира, проведенном в Париже в память о погибших.

Марокканский король Мохаммед VI тоже выразил соболезнования президенту Франции и подчеркнул, что этот террористический акт не связан с религией ислама. Но на марш мира не поехал, а отправил главу своего МИД Салахеддина Мезуара, который принес свои соболезнованию президенту Франции Франсуа Олланду в Елисейском дворце, но от самого участия в марше отказался. "В случае если карикатуры на пророка (Мухаммеда) будут нести во время шествия, марокканский министр иностранных дел или любой другой чиновник не примет участие в марше", — заявили в МИД Марокко.

В самом марше мира в Париже приняли участие более миллиона человек, присутствовали первые лица 50 государств, в том числе Иордании, Палестины, Египта, ОАЭ, Турции, Израиля. И сам марш, и заявления представителей стран Ближнего Востока свидетельствуют о том, что исламский мир в целом осудил действия террористов в Париже.

Ведь под предлогом мести за оскорбленные религиозные чувства террористы совершили акт насилия не только над невинными, но и над основополагающими гуманистическими ценностями — свободой слова и правом на свободу мнения.