Из Налогового кодекса убрали бланки строгой отчетности для страховщиков и ломбардов

Госфинуслуг отложила идею с введением бланков строгой отчетности на всех подконтрольных Комиссии рынках на полгода. Ранее эта норма числилась среди поправок к Налоговому кодексу

Госфинуслуг в ближайшие полгода не будет требовать от ломбардов, кредитных союзов и финансовых компаний заключать договоры с клиентами на бланках строгой отчетности.

Об этом сообщил «ДЕЛУ» глава Госфинуслуг Василий Волга. «Народный депутат Андрей Пинчук снял соответствующую поправку в Налоговом кодексе по моему настоянию», – заявил глава Комиссии. При этом Волга отметил, что требование пользоваться бланками строгой отчетности осталось в проекте кодекса только для одного рынка – страхового. И только по одному виду страхования – «автогражданке».

«Черные» ломбарды требуют учета

Напомним, как сообщало «ДЕЛО», на прошлой неделе в проект Налогового кодекса была внесена поправка №308, согласно которой планировалось узаконить печать всех договоров о предоставлении финансовых (небанковских) услуг на бланках строгой отчетности. Нововведение, будь оно принято, коснулось бы страхового рынка, рынка кредитных союзов, финансовых компаний и ломбардов. Уже в понедельник эта поправка исчезла из документа.

Правда, это была не единственная попытка заставить подконтрольные Комиссии рынки перейти на тотальное использование бланков строгой отчетности. Ранее Госфинуслуг пыталась внедрить такую норму через внесение изменений в профильном законодательстве.

Одной из причин такой настойчивости, по словам Василия Волги, было желание быстро навести порядок на подконтрольных рынках. «Огромная проблема, например, заключается в работе «черных» ломбардов. Они нигде не состоят на учете, но проводят финансовые операции. В итоге, по нашим данным, реальное количество заключенных договоров на этом рынке превышает официальное в четыре раза. А если бы договоры ломбардов заключались на бланках строгой отчетности, тогда все остальные сделки автоматически считались бы нелегитимными», – объясняет свою идею обеспечить подконтрольные рынки «бумагой» строгой отчетности глава регулятора.

Рынки вздохнули свободнее, но не все

«Подопечные» Госфинуслуг положительно отнеслись к отмене требования печатать все договоры о предоставлении финансовых услуг на бланках строгой отчетности. В первую очередь потому, что это нововведение, по самым скромным подсчетам могло обойтись им в 350-500 млн. грн. в год.

«Это хорошая новость. Таким образом, Комиссия, во-первых, не будет ставить наши услуги по кредитованию в неравные условия с банковскими, по которым оформлять договоры на бланках строгой отчетности не требуется. Во-вторых, это сэкономит деньги наших небогатых клиентов, потому что стоимость бланков так или иначе легла бы на их плечи», – отмечает президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов (ВАКС) Виктория Волковская.

«Сегодня уже существует достаточная и необходимая система контроля, учета договоров в ломбарде. Поэтому, введение бланков строгой отчетности считаем решением нецелесообразным, несущим большие коррупционные риски и таким, которое залазит в, и без того тощий, карман потребителей ломбардных услуг», – говорит исполнительный директор Всеукраинской ассоциации ломбардов (ВАЛ) Юлия Рожкова.

А вот страховщики рады отказу Госфинуслуг от своей идеи с бланками только наполовину. «С одной стороны хорошо, что не нужно будет все договоры об оказании страховых услуг готовить на бланках строгой отчетности. С другой – то факт, что Госфинуслуг хочет сохранить за собой не только контроль над использованием бланков полисов ОСАГО, но и выбор, где их печатать – вызывает опасения: вдруг Комиссия будет выбирать печать бланков именно на том предприятии, где цена услуги самая высокая?» – опасается гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая.

Уже сегодня рынок подсчитал, что за печать договоров ОСАГО на бланках строгой отчетности ему придется платить «дочке» Госфинуслуг – Информационно-технологическому центру – 110-130 млн. грн. ежегодно.

Почему Госфинуслуг изменила решение

Отказ от идеи тотального введения бланков строгой отчетности на подконтрольных рынках глава Госфинуслуг объясняет тем, что Комиссия еще не полностью использовала другие имеющиеся в ее распоряжении способы контроля над «подопечными» структурами.

«Не могу сказать, что на данном этапе использовал все возможные средства для того, чтобы обеспечить полный контроль над небанковскими финансовыми рынками. В частности, теми же ломбардами. Им мы недостаточно уделяли внимания последние полгода, так как тщательно занимались проблемами кредитных союзов и страховых компаний, в частности, членов МТСБУ. Поэтому, чтобы не принимать решения впопыхах, мы решили на полгода отложить идею с бланками строгой отчетности», – объясняет Василий Волга.

Однако участники подконтрольных Комиссии рынков высказывают по этому поводу свои предположения. «Это не Госфинуслуг решила отложить введение бланков строгой отчетности, а регуляторный акт не прошел согласования в соответствующих органах государственной власти как нецелесообразный и неэффективный», – утверждает Юлия Рожкова.

Неофициально называются и другие версии того. Одна из них – обострение отношений главы Госфинуслуг Василия Волги с народным депутатом Антоном Яценко, который якобы имел влияние на регулятора небанковских финансовых рынков и активно лоббировал эту идею на протяжении нескольких последних месяцев.

«Что именно стало причиной конфликта между нардепом и главой Госфинуслуг –неизвестно. Но его результатом стала не только отмена идеи с бланками полисов строгой отчетности, но и увольнение в прошлую пятницу близких к Яценко людей из инспекционного департамента и отдела деловодства Госфинуслуг. А самого нардепа Василий Волга приказал охране даже не пускать в здание Комиссии», – сообщил «ДЕЛУ» источник в Госфинуслуг.