Янукович готовится к подавлению возможных протестов

На этой неделе Янукович завершил цикл кадровых ротаций в правоохранительных органах. Главный критерий отбора силовиков — личная преданность главе государства. Учитывая это, в Украине заговорили о подготовке власти к жесткому подавлению возможных восстаний
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

В начале декабря Виктор Янукович назначил на должность министра внутренних дел мало известного общественности Виталия Захарченко, в конце января он сделал второй неожиданный ход, утвердив на посту главы Службы безопасности Украины такую же темную лошадку — Игоря Калинина. В минувшую среду вечером молниеносно сменился министр обороны — на эту должность Янукович перевел бывшего главу госконцерна "Укроборонпром" Дмитрия Саламатина. Все эксперты в один голос заявили: власть готовится к жесткому подавлению возможных восстаний.

Армии нужны не генералы, а бойцы

Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак отметил, что об отставке министра обороны говорили давно, однако решение Януковича стало неожиданным: "Экс-министр Михаил Ежель, работавший во главе оборонного ведомства с 2010 года, вызывал много критики. Он серьезно конфликтовал с Генеральным штабом армии из-за разных подходов к реформированию вооруженных сил. По правде говоря, Ежель не особо вникал в армейские проблемы и был, возможно, наиболее слабым военным менеджером. А Виктор Янукович провозгласил 2012 год годом начала реформы в армии: потребовался новый менеджер".

На счету Саламатина, который до лета 2010 года был депутатом Верховной Рады, — проведение реформы в системе экспортной продажи оружия. "Формально Саламатин собрал под крышей нового государственного концерна "Укроборонпром" основные экспортные потоки. Но это не привело ни к развитию оборонной промышленности, ни к укреплению обороноспособности страны", — сказал эксперт Бадрак. Он допустил, что Саламатину для завершения начатого потребовался более высокий пост: "Возможно, речь идет не просто о кадровой ротации, а о новом подходе: министр обороны сконцентрирует в своих руках армейские вопросы, ОПК и оружейный экспорт".

Ситуация кажется логичной, ведь в текущем году украинская власть обещала начать масштабное перевооружение армии. В госбюджете на это были выделены отдельные средства. Экс-министр Ежель в декабре прошлого года рассказал, какие новые поступления ожидаются в вооруженных силах: "В течение 2014–2016 годов будет построен первый главный корабль класса "корвет", а до конца 2020 года — еще четыре таких корабля. Сегодня конструкторское бюро "Южное" работает над созданием отечественного многофункционального ракетного комплекса "Сапсан", Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова модернизировало состоящий на вооружении украинской армии танк Т-64 до вида "Булат", и он уже два года поступает на вооружение, продолжаются работы над новым танком "Оплот". Прошел государственные испытания модернизированный вертолет боевой поддержки Ми-24П".

В стране назревает сложная ситуация

Валентин Бадрак не уверен, что назначение нового министра обороны позволит эффективнее перевооружать армию: "Во-первых, у государства мало финансовых ресурсов. Во-вторых, предприятия оборонной промышленности подчинены разным ведомствам, а некоторые вообще находятся в частной собственности. Объединить экспортные потоки можно, а вот организовать единую, хорошо координированную систему в ОПК — гораздо более сложная задача".

Руководитель Института публичной политики Виктор Чумак вообще сомневается, что именно эта задача ставилась руководством страны во главу угла кадровых ротаций. "Назревает сложная ситуация внутри страны: в период парламентских выборов возможны массовые акции протеста. При этом украинское руководство уже де-факто оказалось в изоляции: западные лидеры объявили Януковичу бойкот, Россия, формально общаясь, давит на Украину в экономической сфере. В этой ситуации страх движет властью. Не имея иных ресурсов и механизмов влияния, команда Януковича готовится в случае опасности применить силу, причем очень жестко. Саламатин хорош как раз тем, что не имеет украинских корней — он до 1999 года жил и работал в России. Всем, что у него здесь есть, он обязан семье Януковича. И он не станет задумываться о сути приказ а, а просто выполнит его", — сказал политолог.

Украинские политики и эксперты утверждают, что принцип личной преданности главе государства был положен в основу всех последних кадровых перестановок в силовых ведомствах. Но если назначения Захарченко и Калинина прошли почти рутинно, то кадровый рост Саламатина заметен в силу репутации последнего. До сих пор новый министр обороны фигурировал в информационном пространстве преимущественно в скандалах, связанных с драками в Верховной Раде. Украинские СМИ неоднократно уличали Саламатина в чрезмерной жестокости — его политические противники и нерадивые подчиненные после дискуссии часто попадали на больничную койку. "Профессионального представления об армии новый глава Минобороны не имеет. Но имеет такие личные качества, которые могут потребоваться власти в период осложнения ситуации внутри страны", — отметил Чумак.

Эксперты в Киеве считают кадровые перестановки в силовых ведомствах настораживающими еще и потому, что к концу прошлого года глава государства подписал и ввел в действие принятые Верховной Радой поправки к Закону "О вооруженных силах Украины". Смысл новшеств заключался в расширении возможностей применения сил армии в мирное время на территории своей страны. "В документе перечислены разные задачи, для решения которых может применяться армия, начиная от ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов и завершая противодействием террористическим угрозам и восстановлением конституционного порядка", — сказал Виктор Чумак. Он отметил, что в период обсуждения законопроекта негосударственные общественные организации предостерегали об опасности, ведь понятия угроз и наведения порядка могут толковаться по-разному.