Японские компании переносят производство за пределы страны

Землетрясение 11 марта и ядерная авария уровня чернобыльской заставили крупнейшие компании мира искать производственную альтернативу за пределами Японии. В том числе, и сами японские корпорации

Японская комиссия по промышленной и ядерной безопасности повысила уровень опасности аварии на АЭС «Фукусима» до максимального по международной шкале, седьмого. Это ставит ядерную катастрофу на северо-востоке Японии на один уровень с чернобыльской. Хотя эксперты справедливо указывают на разный характер обеих аварий, сам масштаб проблемы, который стал вырисовываться лишь через месяц после землетрясения 11 марта, впечатляет. И это лишь один из аспектов того, что, как принято говорить, стало тройным ударом по Японии.

На этом фоне корпоративная Япония ищет производственную альтернативу за рубежом. Японские компании, пострадавшие в результате мартовского землетрясения и столкнувшиеся с перебоями в снабжении и отключениями электроэнергии, пересматривают структуру производства, чтобы снизить зависимость от внутренней цепи поставок.

Промышленный сектор несет большие потери: разрушены предприятия и инфраструктура, возникают перебои с электричеством, вызванные атомным кризисом, лишились крова и пострадали в результате землетрясения многие сотрудники. В значительной степени мощности будут восстановлены, но какие-то последствия будут ощущаться и в дальнейшем, поскольку корпорации, столкнувшиеся с дефицитом ресурсов за последний месяц, диверсифицируют структуру производства не в пользу Японии. Среди тех, кто переориентируется за рубеж, — в том числе, и традиционные японские компании.

«Цунами и землетрясение повышают страновые риски, — говорит бывший министр экономики страны Хейдзо Такенака. — Из-за этого многие компании могут перенести свои предприятия за рубеж».

В 1995 году после землетрясения в Кобе Японии удалось восстановиться быстрее, чем рассчитывали эксперты. Но 11 марта удар стихии был гораздо более серьезным. Такенака считает, что в данном случае страна потеряла примерно 5% своего капитала против 2% в результате землетрясения в Кобе.

Сегодня положение осложняется еще и радиационным заражением с аварийной АЭС «Фукусима». Кроме того, Япония сейчас хуже подготовлена к восстановлению экономики: долговая нагрузка гораздо выше, конкуренция на рынке более жесткая, а население страны сокращается. Ожидаемые веерные отключения электроэнергии в периоды летнего и зимнего пикового потребления дополнительно усугубляют ситуацию.

Больше всего последствия ощущают на себе компании, находящиеся в наиболее пострадавших и близких к эпицентру землетрясения районах в северо-восточном регионе Тохоку, но тенденция проявляется по корпоративному сектору в целом.

Перенос производства может быть очень трудной задачей, особенно если речь идет о сложной технологичной продукции, требующей укомплектованного состава квалифицированных кадров, специального оборудования и производственной базы, которую трудно воспроизвести в другом месте, комментирует Карл Робертс, содиректор консалтинговой компании AlixPartners. Но почти все компании, которые столкнулись со сбоями в снабжении, будут готовить долгосрочные планы, чтобы снизить эти риски.

Многие столпы корпоративной Японии открыто говорят о долге перед обществом, в силу которого компании, основанные в Японии, должны вести производство в стране. Но даже до землетрясения этот действовавший многие десятилетия «общественный договор» постепенно разрушался.

Автопроизводитель Nissan Motor, где только пять из девяти кресел в правлении занимают японцы, уже сократил долю Японии в общем объеме выпуска до 25%. В прошлом году производство модели Micra было перенесено из Канагавы в Таиланд и в другие страны. После землетрясения управляющие компании дали понять, что активизируют усилия по налаживанию выпуска и ресурсной базы снабжения за рубежом.

1 апреля компания объявила, что временно намерена импортировать двигатели V6 с завода в штате Теннеси, чтобы компенсировать потери в поставках с местного предприятия в пострадавшем районе Иваки. Возобновить работу на этом заводе планируется со следующего понедельника, но на начальном этапе лишь с 50-процентной загрузкой мощностей.

Обозреватели в отрасли говорят, что крупнейший японский автопроизводитель Toyota может закрыть один или несколько более старых объектов в Японии. В компании, однако, утверждают, что таких планов нет.

За месяц до землетрясения Toyota завершила строительство нового, 17-го по счету сборочного предприятия в префектуре Мияги. Производство на нем было немедленно остановлено после стихийного бедствия, его планировалось возобновить в апреле, но после повторных толчков силой 7,1 балла по шкале Рихтера в минувший четверг компании придется пересмотреть эти планы.