Кабмин увеличил финансирование Евро-2012 на 16 млрд. гривен

Правительство увеличило общую сумму расходов на подготовку страны к Евро-2012 до 142,5 млрд. В 2010 году на еврочемпионат будет потрачено почти 50 млрд. грн., из которых половина из госбюджета

Кабинет министров утвердил новую Государственную целевую программу подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года. По сравнению с предыдущим вариантом, принятым в июле 2009 года, «стоимость» Программы на 2008-2012 год была увеличена на 15,8 млрд. грн. - до 142,5 млрд. грн. Половина этих трат будет профинансирована за счет государственного и местных бюджетом. Еще 71 млрд. грн. планируется привлечь у инвесторов.

Примечательно, что в 2008 году общий объем затрат на подготовку к Евро-2012 был оценен в 163 млрд. грн. В 2009 году его урезали до 127 млрд. грн., а в этом году вновь увеличили. В виду того, что строительство большинства объектов уже идет полным ходом, а некоторые даже сданы в эксплуатацию, такое увеличение «футбольного бюджета» выглядит нелогично. В оргкомитете чемпионата рост затрат связывают в первую очередь с удорожанием стройматериалов и комплектующих. «Нам пришлось пересматривать сметы на

многие строительные объекты и увеличивать финансирование», - поясняет первый вице-президент Федерации футбола Украины Сергей Стороженко. Однако, как отмечают в городах, готовящихся принять еврочемпионат и новый вариант Плана подготовки к Евро-2012 еще не окончательный и будет пересматриваться из-за «плавающих» цен на материалы и услуги.

В 2010 году на подготовку к футбольному первенству будет потрачено 49,45 млрд. грн.  Финансирование подготовки к Евро 2012 практически поровну разделят между собой госбюджет (23,73 млрд. грн.) и инвесторы (23,8 млрд. грн). Еще 1,5 млрд. грн. затрат лягут на плечи местных бюджетов. Таким образом, в новой Программе правительство увеличило нагрузку на бюджет. Согласно предыдущей смете, в 2010 году на чемпионат из госбюджета должны были выделить только 11 млрд. грн., а остальные 27 млрд. грн. должны были профинансировать инвесторы. Увеличение нагрузки на казну легко объяснимо – за прошедшие с начала подготовки к чемпионату два года бизнесменов, желающих вложить деньги в Евро-2012, нашлось не так уж много. «Какой разумный частный инвестор будет вкладывать деньги в строительство неприбыльных стадионов? Инвестора, в первую очередь, интересует сфера обслуживания и туристическая инфраструктура. Здесь возможно быстрее вернуть вложенные деньги. Но бюрократия не дает возможности инвестировать. Для получения разрешения для строительства нужно около 160 справок и согласований, плюс ожидать решения более года», - отмечает председатель правления Комитета общественного контроля Евро-2012 Павел Цыруль.

Аэропорты тянут вниз

Самые затратные для государственного бюджета пункты плана подготовки Евро-2012 - строительство и реконструкция аэропортов. На них планируется потратить в текущем году 5,1 млрд. грн. (1,6 млрд. грн. выделят инвесторы). «Аэропортам необходимо современное обеспечение, которое стоит дорого», - поясняет Сергей Стороженко. Самым дорогим, как и ранее, остается донецкий аэродром на который в 2010 году необходимо порядка 3 млрд. грн. государственных средств. Новый терминал и взлетно-посадочная полоса аэропорта должны начать свою работу в ноябре 2011 года. На втором месте по дороговизне воздушные ворота столицы - аэропорт «Борисполь», реконструкция которого обойдется казне в этом году 1,3 млрд. грн. в 2010 году. Причем Киеву повезло. Город смог привлечь к строительству аэропорта инвестора - был выделен кредит Японского банка в размере 922 млн. грн. (тарифная ставка составляет 2% годовых). На 2010 год приходится наибольшая сумма суды – 492 млн. грн. Сейчас в Борисполе идет строительство двух терминалов F и D. Терминал F будет завершен и сдан в эксплуатацию в конце июня - в июле 2010 года.

Не отстает и Харьков. «Сдача в эксплуатацию нового терминала аэропорта, мощностью обслуживание более 1300 пассажиров в час, запланирована на вторую половину 2010 года», - рассказывает директор Департамента по вопросам подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года в Харькове Виктор Христоев. На эти цели Харькову в этом году выделено из госбюджета 793 млн. грн. А вот львовский аэродром, реконструкция которого обойдется государству в целом в в 1,82 млрд. грн., снова является аутсайдером. До сих пор неизвестно, кто станет генподрядчиком. Более того, Львов потерял и инвестора. Напомним, что американская компания IMTC-MEI LLC выиграла конкурс на строительство аэродрома, однако Минтранс так и не смог прийти к общему знаменателю с инвестором, и договор подписан не был. Сейчас все работы ведутся за счет государственного бюджета.

Вторым по проблемности вопросом подготовки является строительство дорог. Всего в Украине необходимо построить и отремонтировать 2714 км дорог. «На них планируется выделить более 9 млрд. грн. в этом году. Предыдущая целевая программа предусматривала выделение всего 42,7 млрд. грн. до конца 2012 года», - отмечает Павел Цыруль. Как ранее сообщало «ДЕЛО» ((№217 (970) от 23.12.09), за счет средств  госбюджета в 2009 году должно быть построено 341,7 км дорог. В итоге,  за прошлый год «Укравтодор» построил только 8 км. дорог, а потратил на них ни много ни мало 913 млн. грн. «Складывается впечатление, что правительство толкает города на то, чтобы строительство новых дорог вообще не производилось, а только реконструировались существующие», — говорит источник «ДЕЛА» в Департаменте подготовки к Евро-2012 во Львове.

Минус «Донбасс Арена»

Кроме аэропортов и дорог особое внимание уделяется стадионам. Согласно плану, на их строительство и реконструкцию предусмотрено выделение в этом году 3,8 млрд. грн. госсредств. Самая дорогая из спортивных арен - столичный НСК «Олимпийский». На его реконструкцию необходимо в этом году 2,6 млрд. грн. Финансирование из бюджета составит 2,3 млрд. грн. «Но это еще не предел», - отмечает источник «ДЕЛА» в Комитете Евро 2012. Донецкую арену профинансировал Ринат Ахметов (1,21 млрд. грн.), ее открыли в прошлом году. Во Львове стадион напротив будет строиться за счет местного бюджета (1,05 млрд. грн. на 2010 год). Львовская арена подорожала на 1 млрд. и сейчас бюджет строительства составляет 1,7 млрд. Стадион «Металлист» в Харькове также был официально открыт, но работы на нем еще продолжаются (идут работы по реконструкции футбольного поля). По предварительным прогнозам в 2010 году на него уйдет 137 млн. грн. из госказны.

Гостиницы - инвесторам

На чем сэкономит государство, так это на гостиницах. Практически 90% всех средств на строительство и реконструкцию отелей (32 из 33 млрд. грн.) будет выделено инвесторами. В 2010 году планом предусмотрено потратить на эти цели 14 млрд. грн., из которых только 461 млн. придется на государство. В целом в четырех принимающих чемпионат городах необходимо построить 37,56 тыс. номеров, из которых 20,7 тыс. — в Киеве, по 4,27 тыс. — в Донецке и Харькове и 8,70 тыс. — во Львове. На данный момент лучше всех по этому пункту готов Львов, который уже сейчас перевыполнил план УЕФА по размещению.

Кроме основных пунктов, в плане имеются и второстепенные. Так, обязательным условием УЕФА является продажа сувениров, которые будут брендированы логотипом УЕФА. «Мы ничего не получим от их реализации. От нас требуется организовать продажу», — поясняет Христоев. Программой также предусмотрена подготовка волонтеров, стюардов и другого персонала, задействованного в Евро-2012. Для этого будет выделено 42,15 млн. грн. (30 млн. грн. в 2010 году). Кроме того, повезет и памятникам архитектуры, сумма на их реконструкция также была немного увеличена и теперь составляет 1,15 млрд. грн.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕВРО-2012 В 2010 ГОДУ, млн. грн.

Строительство и реконструкция железных дорог

Госбюджет

3799,34

Другие источники

970

Всего

4769,34

Строительство, реконструкция дорог общественного пользования согласно европейским стандартам

госбюджет

8989

Другие источники

3681,21

Всего

12670,21

Обустройство пунктов пропуска через госграницу

Госбюджет

303,07

Другие источники

15

Всего

318,07

Создание современных систем для обеспечения предоставления услуг общественного транспорта, а также контроль за безопасностью на дорогах, которые ведут к стадионам

Госбюджет

2565,89

Местные бюджеты

979,86

Другие источники

26,3

Всего

3572,05

Строительство, реконструкция отелей, общежитий и прилегающих к ним территорий

Другие источники

13505,88

Госбюджет

461,38

Всего

13967,26

Обеспечение общественного порядка, безопасности людей, приводействие террористическим действиям

Госбюджет

107.4

Всего

107,4

Создание современных систем помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Госбюджет

403,7

Местный бюджет

5,6

всего

409,3

Защита прав интеллектуальной собственности УЕФА и его коммерческих партнеров

Госбюджет

0.66

Всего

0.66

Обеспечение медицинских услуг

Госбюджет

146,65

Местные бюджеты

51,53

всего

198,18

Строительство, реконструкция и ремонт электропередач

Госбюджет

266,72

Местные бюджеты

332,4

Другие источники

95

Всего

694,12

Создание оптимальных условий для работы СМИ, введение современных информационно-телекомуникационных технологий

Госбюджет

235,28

Местные бюджеты

29,62

Другие источники

500

Всего

764,9

Строительство и реконструкция в Киеве, Львове, Донецке, Харькове и в прилегающих к ним территориям инфраструктуры и создание спец. тур. маршрутов

Госбюджет

7,9

Местные бюджеты

10,7

Другие источники

3,33

Всего

21,93

Реставрация, ремонт, музеев, театров, библиотек, ученических заведений и т.д

Госбюджет

413,52

Местные бюджеты

129,7

Другие источники

28,2

Всего

571,42

Выпуск сувенирной продукции

Госбюджет

2,8

Местные бюджеты

19,08

Другие источники

6,67

Всего

28.55

Подготовка национальной сборной Украины

2010

госбюджет

11,1

Всего

11,1

Создание организационных и правовых условий для привлечения инвестиций

госбюжджет

4.83

Всего

4.83

Подготовка стюардов, волонтеров, рабочих сферы обслуживания, медиков и т.д

Другие источники

0,03

Всего

0,03

Создание атмосферы праздника (ТВ экраны)

Местный бюджет

1,66

Другие источники

1.3

Всего

2,96