- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Кабмин увеличил финансирование Евро-2012 на 16 млрд. гривен
Кабинет министров утвердил новую Государственную целевую программу подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года. По сравнению с предыдущим вариантом, принятым в июле 2009 года, «стоимость» Программы на 2008-2012 год была увеличена на 15,8 млрд. грн. - до 142,5 млрд. грн. Половина этих трат будет профинансирована за счет государственного и местных бюджетом. Еще 71 млрд. грн. планируется привлечь у инвесторов.
Примечательно, что в 2008 году общий объем затрат на подготовку к Евро-2012 был оценен в 163 млрд. грн. В 2009 году его урезали до 127 млрд. грн., а в этом году вновь увеличили. В виду того, что строительство большинства объектов уже идет полным ходом, а некоторые даже сданы в эксплуатацию, такое увеличение «футбольного бюджета» выглядит нелогично. В оргкомитете чемпионата рост затрат связывают в первую очередь с удорожанием стройматериалов и комплектующих. «Нам пришлось пересматривать сметы на
многие строительные объекты и увеличивать финансирование», - поясняет первый вице-президент Федерации футбола Украины Сергей Стороженко. Однако, как отмечают в городах, готовящихся принять еврочемпионат и новый вариант Плана подготовки к Евро-2012 еще не окончательный и будет пересматриваться из-за «плавающих» цен на материалы и услуги.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВ 2010 году на подготовку к футбольному первенству будет потрачено 49,45 млрд. грн. Финансирование подготовки к Евро 2012 практически поровну разделят между собой госбюджет (23,73 млрд. грн.) и инвесторы (23,8 млрд. грн). Еще 1,5 млрд. грн. затрат лягут на плечи местных бюджетов. Таким образом, в новой Программе правительство увеличило нагрузку на бюджет. Согласно предыдущей смете, в 2010 году на чемпионат из госбюджета должны были выделить только 11 млрд. грн., а остальные 27 млрд. грн. должны были профинансировать инвесторы. Увеличение нагрузки на казну легко объяснимо – за прошедшие с начала подготовки к чемпионату два года бизнесменов, желающих вложить деньги в Евро-2012, нашлось не так уж много. «Какой разумный частный инвестор будет вкладывать деньги в строительство неприбыльных стадионов? Инвестора, в первую очередь, интересует сфера обслуживания и туристическая инфраструктура. Здесь возможно быстрее вернуть вложенные деньги. Но бюрократия не дает возможности инвестировать. Для получения разрешения для строительства нужно около 160 справок и согласований, плюс ожидать решения более года», - отмечает председатель правления Комитета общественного контроля Евро-2012 Павел Цыруль.
Аэропорты тянут вниз
Самые затратные для государственного бюджета пункты плана подготовки Евро-2012 - строительство и реконструкция аэропортов. На них планируется потратить в текущем году 5,1 млрд. грн. (1,6 млрд. грн. выделят инвесторы). «Аэропортам необходимо современное обеспечение, которое стоит дорого», - поясняет Сергей Стороженко. Самым дорогим, как и ранее, остается донецкий аэродром на который в 2010 году необходимо порядка 3 млрд. грн. государственных средств. Новый терминал и взлетно-посадочная полоса аэропорта должны начать свою работу в ноябре 2011 года. На втором месте по дороговизне воздушные ворота столицы - аэропорт «Борисполь», реконструкция которого обойдется казне в этом году 1,3 млрд. грн. в 2010 году. Причем Киеву повезло. Город смог привлечь к строительству аэропорта инвестора - был выделен кредит Японского банка в размере 922 млн. грн. (тарифная ставка составляет 2% годовых). На 2010 год приходится наибольшая сумма суды – 492 млн. грн. Сейчас в Борисполе идет строительство двух терминалов F и D. Терминал F будет завершен и сдан в эксплуатацию в конце июня - в июле 2010 года.
Не отстает и Харьков. «Сдача в эксплуатацию нового терминала аэропорта, мощностью обслуживание более 1300 пассажиров в час, запланирована на вторую половину 2010 года», - рассказывает директор Департамента по вопросам подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года в Харькове Виктор Христоев. На эти цели Харькову в этом году выделено из госбюджета 793 млн. грн. А вот львовский аэродром, реконструкция которого обойдется государству в целом в в 1,82 млрд. грн., снова является аутсайдером. До сих пор неизвестно, кто станет генподрядчиком. Более того, Львов потерял и инвестора. Напомним, что американская компания IMTC-MEI LLC выиграла конкурс на строительство аэродрома, однако Минтранс так и не смог прийти к общему знаменателю с инвестором, и договор подписан не был. Сейчас все работы ведутся за счет государственного бюджета.
Вторым по проблемности вопросом подготовки является строительство дорог. Всего в Украине необходимо построить и отремонтировать 2714 км дорог. «На них планируется выделить более 9 млрд. грн. в этом году. Предыдущая целевая программа предусматривала выделение всего 42,7 млрд. грн. до конца 2012 года», - отмечает Павел Цыруль. Как ранее сообщало «ДЕЛО» ((№217 (970) от 23.12.09), за счет средств госбюджета в 2009 году должно быть построено 341,7 км дорог. В итоге, за прошлый год «Укравтодор» построил только 8 км. дорог, а потратил на них ни много ни мало 913 млн. грн. «Складывается впечатление, что правительство толкает города на то, чтобы строительство новых дорог вообще не производилось, а только реконструировались существующие», — говорит источник «ДЕЛА» в Департаменте подготовки к Евро-2012 во Львове.
Минус «Донбасс Арена»
Кроме аэропортов и дорог особое внимание уделяется стадионам. Согласно плану, на их строительство и реконструкцию предусмотрено выделение в этом году 3,8 млрд. грн. госсредств. Самая дорогая из спортивных арен - столичный НСК «Олимпийский». На его реконструкцию необходимо в этом году 2,6 млрд. грн. Финансирование из бюджета составит 2,3 млрд. грн. «Но это еще не предел», - отмечает источник «ДЕЛА» в Комитете Евро 2012. Донецкую арену профинансировал Ринат Ахметов (1,21 млрд. грн.), ее открыли в прошлом году. Во Львове стадион напротив будет строиться за счет местного бюджета (1,05 млрд. грн. на 2010 год). Львовская арена подорожала на 1 млрд. и сейчас бюджет строительства составляет 1,7 млрд. Стадион «Металлист» в Харькове также был официально открыт, но работы на нем еще продолжаются (идут работы по реконструкции футбольного поля). По предварительным прогнозам в 2010 году на него уйдет 137 млн. грн. из госказны.
Гостиницы - инвесторам
На чем сэкономит государство, так это на гостиницах. Практически 90% всех средств на строительство и реконструкцию отелей (32 из 33 млрд. грн.) будет выделено инвесторами. В 2010 году планом предусмотрено потратить на эти цели 14 млрд. грн., из которых только 461 млн. придется на государство. В целом в четырех принимающих чемпионат городах необходимо построить 37,56 тыс. номеров, из которых 20,7 тыс. — в Киеве, по 4,27 тыс. — в Донецке и Харькове и 8,70 тыс. — во Львове. На данный момент лучше всех по этому пункту готов Львов, который уже сейчас перевыполнил план УЕФА по размещению.
Кроме основных пунктов, в плане имеются и второстепенные. Так, обязательным условием УЕФА является продажа сувениров, которые будут брендированы логотипом УЕФА. «Мы ничего не получим от их реализации. От нас требуется организовать продажу», — поясняет Христоев. Программой также предусмотрена подготовка волонтеров, стюардов и другого персонала, задействованного в Евро-2012. Для этого будет выделено 42,15 млн. грн. (30 млн. грн. в 2010 году). Кроме того, повезет и памятникам архитектуры, сумма на их реконструкция также была немного увеличена и теперь составляет 1,15 млрд. грн.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕВРО-2012 В 2010 ГОДУ, млн. грн.
Строительство и реконструкция железных дорог | |
Госбюджет | 3799,34 |
Другие источники | 970 |
Всего | 4769,34 |
Строительство, реконструкция дорог общественного пользования согласно европейским стандартам | |
госбюджет | 8989 |
Другие источники | 3681,21 |
Всего | 12670,21 |
Обустройство пунктов пропуска через госграницу | |
Госбюджет | 303,07 |
Другие источники | 15 |
Всего | 318,07 |
Создание современных систем для обеспечения предоставления услуг общественного транспорта, а также контроль за безопасностью на дорогах, которые ведут к стадионам | |
Госбюджет | 2565,89 |
Местные бюджеты | 979,86 |
Другие источники | 26,3 |
Всего | 3572,05 |
Строительство, реконструкция отелей, общежитий и прилегающих к ним территорий | |
Другие источники | 13505,88 |
Госбюджет | 461,38 |
Всего | 13967,26 |
Обеспечение общественного порядка, безопасности людей, приводействие террористическим действиям | |
Госбюджет | 107.4 |
Всего | 107,4 |
Создание современных систем помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций | |
Госбюджет | 403,7 |
Местный бюджет | 5,6 |
всего | 409,3 |
Защита прав интеллектуальной собственности УЕФА и его коммерческих партнеров | |
Госбюджет | 0.66 |
Всего | 0.66 |
Обеспечение медицинских услуг | |
Госбюджет | 146,65 |
Местные бюджеты | 51,53 |
всего | 198,18 |
Строительство, реконструкция и ремонт электропередач | |
Госбюджет | 266,72 |
Местные бюджеты | 332,4 |
Другие источники | 95 |
Всего | 694,12 |
Создание оптимальных условий для работы СМИ, введение современных информационно-телекомуникационных технологий | |
Госбюджет | 235,28 |
Местные бюджеты | 29,62 |
Другие источники | 500 |
Всего | 764,9 |
Строительство и реконструкция в Киеве, Львове, Донецке, Харькове и в прилегающих к ним территориям инфраструктуры и создание спец. тур. маршрутов | |
Госбюджет | 7,9 |
Местные бюджеты | 10,7 |
Другие источники | 3,33 |
Всего | 21,93 |
Реставрация, ремонт, музеев, театров, библиотек, ученических заведений и т.д | |
Госбюджет | 413,52 |
Местные бюджеты | 129,7 |
Другие источники | 28,2 |
Всего | 571,42 |
Выпуск сувенирной продукции | |
Госбюджет | 2,8 |
Местные бюджеты | 19,08 |
Другие источники | 6,67 |
Всего | 28.55 |
Подготовка национальной сборной Украины | 2010 |
госбюджет | 11,1 |
Всего | 11,1 |
Создание организационных и правовых условий для привлечения инвестиций | |
госбюжджет | 4.83 |
Всего | 4.83 |
Подготовка стюардов, волонтеров, рабочих сферы обслуживания, медиков и т.д | |
Другие источники | 0,03 |
Всего | 0,03 |
Создание атмосферы праздника (ТВ экраны) | |
Местный бюджет | 1,66 |
Другие источники | 1.3 |
Всего | 2,96 |