Как "антитабачный" законопроект №4358 оказался на грани вылета за рамки норм ЕС

Как "антитабачный" законопроект №4358 оказался на грани вылета за рамки норм ЕС
После принятия в первом чтении антитабачного законопроекта борьба между общественными активистами, выступающими за ужесточение правил в отрасли, и табачным бизнесом, противящемся этому, продолжилась

После принятия в первом чтении 1 июня 2021 года проекта антитабачного закона №4358, эпопея противостояния бизнеса и антитабачных общественных активистов не закончилась. 

ГО "Центр гражданского представительства "Життя", выступающая за ужесточение правил в табачной отрасли, намерена ко второму чтению вносить правки в законопроект, который бизнес называет адекватным с точки зрения законодательства ЕС. На сторону общественной организации встали некоторые депутаты парламента, на сторону европейских норм — бизнес-ассоциации.

Комитет по вопросам здоровья нации, одобривший принятую редакцию проекта закона, по мнению активистов организации "Життя", недостаточно радикален в борьбе с табачной промышленностью. Именно поэтому антитабачное лобби вновь внесло уже отвергнутые ранее при рассмотрении законопроекта в первом чтении правки, которые, как утверждают в Европейской бизнес ассоциации, грозят остановкой отрасли, исправно приносящей в украинский бюджет миллиарды гривен налогов. Как известно, табачные компании ежегодно входят в ТОП-10 крупнейших налогоплательщиков Украины: к примеру, в 2019 году они перечислили в бюджет 43,7 млрд грн налогов.

Основной автор проекта №4358 — депутат от "Слуги Народа" Лада Булах, которая все же согласилась подать на первое чтение версию законопроекта, которая устроила табачный бизнес. Однако, народный депутат Ольга Стефанишина решила не сдаваться: ее поправки к законопроекту практически слово в слово повторяют повестку, которую законодатели уже отвергли ранее.

Но свои поправки к проекту №4358 сразу после первого чтения подали и многие другие народные депутаты. В распоряжении редакции находится полный список около 500 поправок, которые занимают почти 180 страниц.

Кроме прочего, депутаты предлагают запретить вкусы и ароматы в электронных сигаретах и табаке для самокруток. Также они хотят запретить "рекламную" выкладку сигарет в витринах магазинов, увеличить предупреждающие надписи о вреде сигарет и систем нагревания табака до 65% поверхности пачки, а также обязать производителей использовать "непривлекательную" стандартизированную упаковку одного цвета, и требуют, чтобы все упаковки при этом были строго кубической формы и определенного размера.

Ранее эти нормы уже фигурировали в нескольких проектах законов, которые были сняты с рассмотрения — как заявили депутаты — из-за их низкого качества. На один из таких законопроектов-"близнецов" украинский бизнес, в частности Европейская Бизнес Ассоциация, отреагировали прогнозировано жестко. Предпринимательское сообщество выступило против норм, которые грозили серьезными убытками для производителей, уроном малому бизнесу, а главное — ростом нелегальной торговли, что, в принципе, по мнению ассоциации, только ухудшило бы ситуацию как на рынке, так и в сфере здравоохранения.

Булах и Комитет по вопросам здоровья нации тогда прислушались к бизнес-сообществу, так что к первому чтению из проекта №4358 удалили практически все несуразные нормы. Теперь появилась опасность, что ко второму чтению они могут вернуться снова.

Поправки Стефанишиной и целого ряда других депутатов идут вразрез не только с позицией украинского бизнеса, но и рекомендациями ВОЗ и Директивами ЕС, хотя антитабачные активисты постоянно твердят, что их инициативы основываются именно на международной практике. Однако достаточно прочитать Рамочную конвенцию ВОЗ о борьбе с табаком и Директиву ЕС №40, чтобы как минимум усомниться в искренности заявлений борцов с табаком.

Узнав о новых-старых поправках, Европейская Бизнес Ассоциация и Американская торговая палата (American Chamber of Commerce, ACC) выступили с очередным совместным заявлением:

"Эксперты от бизнеса не раз проводили анализ законопроектов, касающихся приведения украинского законодательства в соответствие с европейским. …Удивляет, что целью некоторых инициатив является не качественное, а сверхжесткое регулирование, которое не способствует развитию бизнеса, но усиливает давление на предпринимателей", — заявили в ЕБА и АСС.

Эти организации приводят подсчеты, согласно которым, например, потери от введения стандартизированной упаковки для бюджетов всех уровней за 5 лет в 2020 году составили бы 15,3 млрд грн. Кроме того, такая упаковка будет способствовать росту контрабанды и контрафакта табачных изделий, уровень которых и без этого достиг рекордных 12,8%.

Также в бизнес-ассоциациях предупреждают, что негативные последствия будет иметь и запрет выкладки табачных изделий в местах продаж.

"По опыту европейских стран, в которых вводился такой запрет, около 10% торговых точек (а это более 7000 киосков) закрывались из-за нехватки средств на переоборудование витрин и залов. Это также означает, что 15-20 тысяч граждан Украины потеряют рабочие места. Кроме того, опытом этих стран доказано, что запрет на выкладку никак не повлиял на уровень курения в этих странах. То есть запрет является неэффективным и не приведет к задекларированным целям, но уничтожит малый и средний бизнес", — считают эксперты.

Не секрет, что ВОЗ и ЕС продвигают запрет специфических вкусов и ароматов в табачных изделиях и табаке для самокруток. Но там не существует никакого запрета на ароматизированные жидкости для электронных сигарет. Потребители курят электронные сигареты именно из-за ароматических и вкусовых добавок. По мнению экспертов, такой запрет просто уничтожит этот класс продукции, а заодно и миллиардные доходы в государственный бюджет Украины. Параллельно с этим воспрянет криминал — потребитель получит несертифицированную продукцию, которая оккупирует рынок нелегально.

Говоря о запрете на "рекламную" выкладку, депутаты подразумевают запрет на выкладку сигарет на полках: они должны быть спрятаны в закрытых боксах (такая мера существует в ряде стран), а узнать ассортимент можно у продавца. Впрочем, опыт стран, например, Канады или Исландии, говорит о том, что от этой меры нет никакой пользы, статистика не подтверждает, что люди начинают курить меньше. В то же время пострадают мелкие розничные продавцы и даже крупные торговые сети, поскольку им придется переоборудовать торговые залы. На продавцов контрабанды это, разумеется, не повлияет никак, о чем и предупреждают в ЕБА и АСС.

Среди этих 500 правок снова присутствует и требование к производителям делать пачки сигарет исключительно кубической формы — без скошенных или закругленных краев. "И это предложение, как и прежде, не выдерживает никакой критики. Ведь исследования показывают, что дизайн пачки никоим образом не влияет на желание человека курить, и такого запрета в подавляющем большинстве стран мира просто нет. В то же время Украина экспортирует сигареты именно в таких пачках, что приносит более 350 миллионов долларов дохода в год. Причем направление экспорта — Евросоюз!", — возмущаются представители бизнес-ассоциаций. 

Помимо этого бизнес противится идее "непривлекательной упаковки", то есть branding ban. Табачники уверяют, что нет ни единого подтверждения того, что яркая и красивая пачка является стимулом для того, чтобы люди курили.

"Как следует из данных, опубликованных компанией ИнфоСапиенс, только 2% респондентов отмечали, что это имело значение при решении начать курить. Не дизайн делает человека курильщиком, а окружение, которое курит, о чем заявили 72% респондентов. К тому же подобные запреты в разных странах мира тотально не изменили картину потребления табака. В Австралии, которая еще в 2012 году ввела такой запрет, такое законодательное новшество вызвало лишь взрывной рост контрабанды", — утверждают в ассоциациях. 

Вне всяких сомнений, уверены "табачники", Украина получит такой же эффект, облегчив жизнь контрабандистам, ведь теперь им не придется даже подделывать бренды ввиду унификации всех пачек сигарет. В то же время в начале 2021 года была зафиксирована рекордная доля табачных нелегалов. В Украине 12,8% рынка — это контрабанда и контрафакт. Фактически за год теневой рынок табака вырос вдвое, из-за чего, по оценкам ассоциаций, в 2021 году украинский бюджет недополучил 11,8 миллиарда гривен в виде налогов и акцизов. Если правки будут приняты, потери будут исчисляться и вовсе космическими суммами, предупреждают в ЕБА и АСС.

Помимо прочего, согласно поправкам к проекту №4358, для имплементации всех этих нововведений достаточно 3 месяцев, в то время как в Евросоюзе в случае радикальных изменений законодательных норм обычно дают не менее двух лет производителям для переоборудования. 

Так или иначе, до второго чтения законопроект может претерпеть еще много изменений. И борьба общественных активистов и табачного бизнеса явно будет еще набирать обороты.