Как бороться в информвойне с Кремлем: мнения экспертов и чиновников

Украинская сторона в информационной войне с Россией продолжает занимать пассивную позицию — опровергает заявления кремлевских СМИ. Эксперты попытались выработать совместную с госструктурами стратегию борьбы. Delo.UA выяснило, чем это завершилось

Проблема информационной войны, которая ведется Россией против Украины, обсуждается еще со времен Майдана. Многих украинцев раздражало то, как российские СМИ преподносят информацию о происходящем в центре Киева. С другой стороны, российское ТВ зомбировало жителей восточных и южных областей Украины, рассказывая им о Правом секторе и "бандеровцах", украинскому же по каким-то причинам уже не доверяли. Как результат, в Крыму и на Донбассе часть жителей искренне радовались "освобождению" от "фашистов" и "бандеровцев" и готовы были с оружием в руках бороться с "киевской хунтой". Все эти термины навязывались украинцам российским телевидением.

Нацсовет по телевидению и радиовещанию 25 марта через суд запретил трансляцию прокремлевских российских каналов: РТР, "России-24", "Первого канала" и НТВ. Но дальше этого украинские чиновники не пошли. А ведь с информационным противником нужно бороться не только закрытием доступа к ресурсу — его пропаганду нужно упредить и заставить играть по своим правилам. Для этого есть разные способы, которые на днях предложил обсудить известный военный эксперт, руководитель группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук.

Эксперт, который фактически заменил пресс-службы всех силовых ведомств, подготовил к круглому столу "Российская интервенция: как обеспечить информационную безопасность державы?" целый доклад, в котором описал причины сложившейся ситуации в информационной сфере и предложил пути, которыми можно поправить ситуацию. Так, он отследил, что проблема берет начало еще в 2008 году, когда украинское информпространство оказалось предельно уязвимым и идеально благоприятным для информационной интервенции России, а Украина с тех пор никак не противодействовала этому. "Государство тогда самоустранилось от этой темы, и это касается не только Крыма и юго-востока страны", — указал Тымчук.

То, что мы можем наблюдать сегодня в этих регионах страны, является прямым последствием пассивности госорганов. Тымчук пожаловался, что и сейчас Украина не проводит свою информационную политику, а лишь обороняется, опровергая информацию российских СМИ, которые первыми публикуют новости и сводки с украинской территории, интерпретируя их по-своему. В этом плане всплыла проблема аккредитации украинских журналистов в зоне боевых действий, из-за чего Украина не может оперативно получать сводки с передовой и узнает о большинстве событий из источников врага.

"Создается опасный фактор, когда украинские госструктуры не занимаются работой по аккредитации журналистов, соответственно те ищут альтернативные способы обеспечить себе работу в зоне боевых действий. Отсюда мы видим те нонсенсы, которые нас сначала поражали, но сейчас мы к ним уже привыкли — когда западные журналисты аккредитуются у террористов", — посетовал Тымчук.

В свою очередь советник Министра обороны Украины Юрий Повх начал уверять, что с аккредитацией журналистов в зоне АТО все хорошо, но работников СМИ допускают лишь туда, "где это возможно и где нет угрозы для их жизни". В Минобороны не объяснили, почему в таком случае Украина подает информацию с места боевых действий позже, чем российские СМИ.

Украинское руководство продолжает бездействовать в уже освобожденных от террористов городах — на Донбассе нет мощной информационной программы, которая бы доносила и объясняла точку зрения Украины в сложившемся конфликте, формируя положительное отношение. Так, информполитика там обеспечивается газетой "Україна єдина", созданной Минобороны и Управлением информационной безопасности Нацгвардии, созданным лишь 29 июня (возглавил народный депутат Юрий Стець). Первый выпуск тиражом в 10 тыс. экземпляров был выпущен уже 30 июня и состоял из 4 страниц. Но газета направлена на аудиторию украинских военных, а не жителей востока страны.

Не стоит забывать и о других южных и восточных областях: Харьковская, Одесская, Херсонская и Николаевская, которые также до сих пор попадают под воздействие мощной российской пропаганды, а усиленной работы с населением Киев там не проводит. "Если эта бомба взорвалась на Донбассе, то где гарантия, что она не взорвется и в других областях", — рассуждал Тымчук.

В Минобороны в свое оправдание похвалились, что министерство и Вооруженные силы Украины уже выстроили цепочку для создания и доставки печатной продукции в зону АТО, а вопрос создания газеты для местного населения до сих пор "еще на очереди". Повх также пожаловался, что не все проблемы в зоне АТО должны решать Вооруженные силы. "У нас есть большая страна и другие госучреждения, которые тоже в какой-то мере должны приобщаться", — негодовал советник министра.

Другую информацию в Минобороны предоставлять отказались, заявив, что она не для широкой общественности. Такое заявление зал, полный журналистов и общественных активистов, встретил смехом и недоумением.

Заместитель директора департамента СБУ Юлия Лапутина прямо заявила, что к круглому столу не готова, поскольку готовилась к общению не перед журналистами, а "в тесном кругу профессионалов", поэтому выступила с эмоциональной речью о гражданском обществе в Украине и о важности информационной политики.

Она поддержала мысль о том, что Украина должна активно нести правду за границу, создав телеканал специально для западных телезрителей. Но, по ее словам, "это дело журналистское".

После этого Лапутина показала журналистам "сюрприз", продемонстрировав очередные доказательства российского присутствия в Украине — солдатские сухпайки армии РФ и флаг байкерского клуба "Русские мотоциклисты", найденные на местах отдыха террористов. Но стоит заметить, что с такими доказательствами Украина в суд вряд ли пойдет.

Журналисты, которые пришли на круглый стол, чтобы попытаться сообща выстроить стратегию и тактику в информационной войне с Россией, так и не смогли пообщаться с представителями силовых ведомств: они раньше всех покинули встречу, уходя от вопросов. Мнение присутствующих высказал один из журналистов: "А зачем это все было?"

P.S. В воскресенье, 3 августа, российское ТВ сообщило о переходе на территорию РФ группы украинских военнослужащих, которых террористы фактически вытеснили из Украины. Российские журналисты этот факт описывали как массовое дезертирство в украинской армии, а спикеры отечественных силовиков прокомментировали этот случай только на следующий день.