- Категория
- Политика
- Дата публикации
"Кассетный скандал" Трубы: какой была реакция на опубликованные аудиозаписи
В Украине разворачивается очередной "кассетный скандал". Его фигурантом на этот раз стал глава Государственного бюро расследований (ГБР) Роман Труба. В сети появились аудиозаписи разговоров предположительно главы Госбюро в его кабинете. Доподлинно утверждать, что опубликованные записи — это не подделка, нельзя. Тем не менее, как утверждает главред издания Цензор.Нет со ссылкой на свои источники, записи — реальная прослушка разговоров Трубы. Более того, ранее глава ГБР сам сообщал, что в его кабинете была обнаружена аппаратуры для прослушивания. Сейчас он утверждает, что опубликованные аудио — фэйк и провокация. Но больше вопросов вызывает именно содержание этих разговоров, ведь они указывают на то, что Офис президента (ОП) активно участвует в работе ГБР.
Delo.ua рассказывает о скандале подробнее.
Аудиозаписи разговоров, предположительно сделанные в кабинете Романа Трубы, опубликовал анонимный Telegram-канал "Трубу прорвало". Авторы канала утверждают, что они получили из надежного источника сотни часов разнообразных записей высшего руководства Украины, провели работу над ними и начинают делиться. Пока всего было обнародовано 10 аудиозаписей, касающихся именно Романа Трубы. В разговорах речь идет о вызовах на допросы в ГБР пятого президента Украины Петра Порошенко, проекте подозрения бывшей исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяне Супрун, обысках в Днепровском горсовете, ПриватБанке и НБУ, расследовании закупок в Вооруженных силах Украины, а также о работе и задачах для самого Трубы, которые позволят ему остаться на посту. Авторы канала утверждают, что основной контакт из Офиса президента — его глава Андрей Богдан, а "приоритетным делом" является "дело экс-президента". Более того, дела против Порошенко якобы управляются ОП и контролируются лично Богданом.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaУтверждать о том, что опубликованные записи являются аутентичными и на них содержатся действительно разговоры Романа Трубы нельзя. Доподлинно известно лишь то, что 21 сентября глава ГБР в своем Telegram-канале сообщил, что в его кабинете была обнаружена аппаратура для прослушивания, вмонтированная в систему вентиляции.
"На записях ничего интересного про меня быть не может, а вот о состоянии производств, которые мы обсуждали со следователями — да. В том числе резонансных", — написал тогда Труба.
Впрочем, главный редактор издания Цензор.Нет Юрий Бутусов заявляет, что источники издания подтверждают их подлинность.
Сам Роман Труба сегодня, 20 ноября, на совместной пресс-конференции с генеральным прокурором Русланом Рябошапкой заявил, что аудиозаписи — это фэйк и провокация. Более того, Труба утверждает, что ожидал, что что-то подобное появится.
Кроме того, он заявил, что на него как на директора ГБР не влиял никто из политических деятелей или из руководителей государства. Тем не менее, прямо на вопрос о том, действительно ли на записи его голос, Труба не ответил.
Генпрокурор Рябошапка, в свою очередь, заявил, что для начала необходимо проверить аутентичность обнародованных записей, ведь при нынешних возможностях технологий скомпилировать можно все что угодно. Но позднее сказал, что сделать это нет возможности.
В конечном итоге под шквалом вопросов журналистов Рябошапка сказал, что аудио все же проверят.
О том, что изучают обнародованную информацию и опубликуют свою позицию, если она будет, Delo.ua сообщили и в Офисе президента. А сам президент Владимир Зеленский, который сегодня, 20 ноября, находился в Станице-Луганской, журналистам заявил, что не знает подробностей происходящего.
"Честно скажу, сегодня у меня более серьезная задача и я не знаю. Что там за скандал. Я только слышал, что там какой-то скандал с ГБР", — сказал Зеленский, пообещав вопрос изучить.
В пресс-службе НАБУ корреспонденту Delo.ua заявили, что не уполномочены комментировать события вокруг других правоохранительных органов, но если им поступит соответствующее заявление — то информацию проверят.
Как отмечает политолог Владимир Фесенко, установить подлинность записи на цифровом носителе действительно сложно — это стало понятно еще во время скандала с "пленками Мельниченко" в 2000 году — магнитофонными записями, якобы сделанными в кабинете второго президента Леонида Кучмы, и спровоцировавшими большой политический скандал.
С другой стороны, тот факт, что подобных записей появляется все больше, говорит о том, что к этому причастны люди, имеющие соответствующие навыки и ресурсы, а также те, кто это финансирует.
"Этим явно занимаются либо нынешние, либо бывшие работники спецслужб, которые работают в широком смысле против президента Зеленского и пытаются максимально дестабилизировать отношения в его окружении между руководителями различных правоохранительных структур. Это самая очевидная версия, — считает Фесенко, — Вторая версия — это борьба конкурирующих лагерей в окружении Зеленского, которые борются и против Богдана, и против Трубы".
Тем не менее, эксперт не исключает, что разговоры Трубы с Богданом действительно могли быть. Как может состояться и увольнение главы ГБР.
"У меня очень большие сомнения, что это приведет к отставкам. Во всяком случае, у тех людей, которые пользуются личным доверием президента — и Богдан, и Рябошапка — сейчас таких рисков, я думаю, нет. Что касается Трубы, то планы заменить его на посту были. Поэтому я и допускаю сам факт разговоров", — говорит Фесенко.
По мнению главы правления Всеукраинской региональной экспертно-юридической ассоциации влияния Алексея Буряченко, причиной того, что в последнее время в различных анонимных источниках появляется все больше компрометирующих записей и переписок, является попытка отвлечь внимание общества от более острых вопросов. И основной из них — встреча в нормандском формате.
"Идет целенаправленное отвлечение внимания. В первую очередь, от нормандской встречи, которая, по сути — ключевой вопрос, как и земля, и приватизация. Сечас самое глпвное для страны — это Нормандский саммит", — говорит эксперт.
Напомним, что Верховная Рада одобрила перезапуск Госбюро расследований, предполагающий увольнение главы ГБР.