Коалиция немецких либералов с партией Меркель выгодна Украине

Приход немецких либералов к власти может улучшить отношения Германии с Украиной. Они готовы поддержать нашу страну в модернизации и трансформации, так как считают, что лучше иметь дело с демократическими странами с рыночной экономикой
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

довольно мрачной перспективе европейской и евроатлантической интеграции Украины может появиться светлое пятно. И будет оно желтого цвета. Именно такой партийный цвет у либеральной Свободной  демократической партии Германии (СвДП), которую возглавляет Гидо Вестервелле. Эта партия после парламентских выборов 27 сентября имеет все шансы войти в коалицию с правоконсервативным блоком из Христианско-демократического и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС, «черные»), во главе которого сегодня стоит канцлер Ангела Меркель.

В Германском бундестаге представлено шесть партий, которые образуют пять фракций: ХДС/ХСС, СДПГ (Социал-демократическая партия Германии, «красные»), «Союз90/Зеленые» («зеленые»), СвДП («желтые») и «Левая партия» (тоже «красные»). После выборов 2005 года ХДС/ХСС  и СДПГ сформировали «большую коалицию». Поскольку и на этих выборах ни одной из политических сил не удастся получить абсолютное большинство голосов, они должны образовать коалицию с другими партиями. И тут наступает самое интересное - угадать, какое сочетание цветов победит. Это уже стало традиционной предвыборной игрой немцев.    

Украинский вариант

Еще в 2005 году Меркель поубавила пыл российско-немецких отношений и перенесла их в сферу реальной политики. Правда, ей пришлось пожертвовать своим обещанием учитывать во внешней политике интересы Восточной Европы. Но это можно списать на влияние апологетов Москвы из СДПГ, меняющих благосклонность Германии на энергоносители. Либералы же еще при Герхарде Шредере были очень проамериканской и антироссийской партией. Если добавить к этому благосклонное отношение к Украине ХСС, партии, действующей только на территории Баварии, известной своими широкими связями с Украиной, то перспективы для нашей страны вырисовываются не самые плохие.

Но тут дело даже не столько в отношениях с Россией, сколько в традиционной поддержке либералами процессов трансформации и модернизации. «В Германии трансформация в стабильную демократию и социальную рыночную экономику также была длительной и тяжелой,  были и поражения, и разочарования. Но к счастью, у нас были хорошие друзья, которые помогали нам на этом тяжелом пути словом и делом. Я буду рад, если Германия и особенно Германский бундестаг смогут быть таким хорошим партнером для Украины на ее пути к благосостоянию и безопасности», - прокомментировал «Инвестгазете» Гаральд Лайбрехт, депутат от СвДП, член комитета иностранных дел бундестага.    

Правда есть и второй вариант - остается «большая коалиция». Но немцы ее не хотят, так как это не самый лучший вариант для демократии (нет реальной оппозиции) и бизнеса (у партий  разные позиции в вопросах экономики). Немцы жалуются, что в этот раз не было даже нормальной предвыборной борьбы, поскольку СДПГ и ХДС/ХСС не могли по-настоящему критиковать друг друга. Для Украины же это будет означать продолжение того отношения, которое мы видели со стороны Германии и ЕС последние пять лет.

Европейские перспективы

«Либералы хотят поддерживать Украину в процессе трансформации и модернизации, потому что по опыту в Германии мы знаем, что демократические правовые государства  с рыночной экономикой не только демонстрируют высшую степень внутренней стабильности, но и являются надежным партнером в мире. Поэтому в своих отношениях с ЕС Украина всегда сможет найти в Германии сильного защитника», - сказал «Инвестгазете» замглавы фракции СвДП Вернер Хойер. Звучит хорошо. Вопрос только в том, насколько сильно будет влияние либералов на формирование внешней политики Германии, а, следовательно, и Евросоюза. Но в любом случае у Украины появилась надежда на лучшее, ведь и она желтого цвета. Посмотрим.
 

«Инвестгазете» удалось получить эксклюзивные комментарии лидеров немецких политических партий, а также представителей дипкорпуса, экономики и бизнеса

1. Сколько процентов голосов планирует получить ваша партия?

2. С какими партиями вы хотели бы сформировать правительственную коалицию?

3. Что принесет канцлер от вашей партии Украине?

Лотар Биски, глава «Левой партии»

1. Цель партии  - 10 плюс X процентов.

2. Чтобы чего-то достичь, «Левой партии» не нужно входить в коалицию. Голос за «Левую партию» изменяет политику в стране и выносит в центр дискуссии вопрос социальной справедливости.

3.  Безопасность для всех в широком смысле возможна только во взаимодействии, а не в  противостоянии. Это относится и к отношениям с Украиной. Для нас экономические отношения - это больше, чем обеспечение Германии сырьем. «Левая партия» не выпускает из вида ситуацию в странах ЦВЕ. Мы внимательно проверяем, не имеет ли политика преодоления кризиса федерального правительства и ЕС негативного влияния на эти страны. При этом мы выступаем за то, чтобы для этих государств была составлена специальная инвестиционная программа ЕС. «Левая партия» выступает за продолжение процесса расширения ЕС.

Юрген Триттин, кандидат на пост бундесканцлера партии «Союз90/Зеленые»

1. Мы хотим существенно улучшить наши результаты на выборах и стать третьей партией по количеству голосов.

2. Наша партия поддерживает диалог со всеми демократическими партиями, но переговоры ведет только с теми, с кем реально возможна коалиция. Наибольшее количество программных совпадений - с СДПГ. Коалицию с СДПГ и СвДП мы считаем очень трудной, но дающей возможность власти. Моя партия исключает коалицию с ХДС и СвДП.

3. Мы поддерживаем Украину в ее политическом и экономическом процессе реформ  и выступаем за то, чтобы Украина добилась дальнейших успехов в ее европейском интеграционном процессе.

Вернер Хойер, зампредседателя фракции «Свободной демократической партии» бундестага

1. СвДП в 2005 году вошла в бундестаг с 9,8% голосов. Тогда это был рост на 2,5%. На этих выборах мы сможем превысить очень хороший результат 2005 года. Однако более важно то, что вместе с ХДС/ХСС у нас появится возможность прервать бездеятельность большой коалиции.

2. ХДС/ХСС - СвДП.

3. СвДП с радостью воспринимает позитивные сдвиги в гражданском обществе и в экономике Украины. Например, введение европейских стандартов. Но мы осознаем, как уязвимы эти успехи на фоне тяжелого финансового кризиса в Украине. СвДП с правительственной ответственностью будет сопровождать Украину на ее пути в европейские структуры и всеми способами добиваться, чтобы правильные и важные реформы в этой партнерской стране не пали жертвой внутриполитических ссор.

Ханс-Юрген Хаймзёт, посол Германии в Украине

1. В выборах решающую роль будут играть переходные мандаты, то есть кандидаты, избранные по 299 избирательным округам. Они могут увеличить число мандатов ХДС, полученных по земельным партийным спискам. Если ХДС/ХСС и победит, то это будет победа с незначительным перевесом.

2. Наиболее вероятными я считаю два варианта коалиции: или останется ХДС/ХСС и СДПГ, или будет коалиция ХДС/ХСС со Свободной демократической партией.

3. Если Меркель останется на посту канцлера, от этого выиграет Европа. В евроатлантических перспективах Украины не будет никаких изменений. Если Вестервелле станет министром иностранных дел, существенных изменений в украинском направлении внешней политики Германии не произойдет. Мы и впредь будем прилагать усилия для приближения Украины к евроатлантическим структурам, ведь СвДП отчетливо называет Украину в этом контексте.

Карин Рау, делегат немецкой экономики в Украине

1. Это сложный вопрос. О результатах этих выборов я смогу вам сказать только в воскресенье ночью, потому что именно тогда мы будем знать предварительные результаты.

2. В Германии часто приходится слышать, что победа на выборах будет с минимальным отрывом. Немецкие предприниматели говорят, что хотели бы «черно-желтую» коалицию, так как это позволило бы быстрее развиваться. Но есть и другие мнения.

3. Украина и Германия очень связаны, поддерживают друг друга и прекрасно сотрудничают по всем вопросам, в том числе по вопросам экономического партнерства. Но экономическое сотрудничество между нашими странами зависит не от коалиции в Германии, а от желания самой Украины и создания надлежащих  рамочных условий для его развития.

Вольфрам Ребок, старший партнер адвокатской компании Arzinger

1. Я не могу сказать точно.

2. Возможно, стоит ожидать «черно-желтую» коалицию из ХДС/ХСС и  СвДП. То есть СДПГ должна уйти из правительственной коалиции. Но я думаю, что результаты выборов не будут иметь большого влияния на немецкую политику.

3. Я считаю, что нет немецкой, а есть европейская политика в отношении Украины, хотя она во многом и определяется Германией. При Меркель и большой коалиции политика ЕС в отношении Украины уже сформировалась. И в ближайшие десять лет вряд ли изменится. Я не думаю, что СвДП  принесет что-либо новое в отношения между Украиной и Германией и считаю, что роль СвДП заметно преувеличена. Я не исключаю, что в Германии она может добиться большей либерализации в некоторых областях, но не думаю, что эта партия будет иметь какое-либо влияние на политику по отношению к другим странам.

Читайте также: Выборы в Германии: Меркель остается канцлером