Компания "Автоспецпром" контролирует около 75% рынка "скорых", — РБК-Украина

Компания "Автоспецпром" контролирует около 75% рынка "скорых", — РБК-Украина
По мнению участников рынка, такая ситуация стала возможной потому, что в значительном количестве тендеров технические требования прописываются именно под "Автоспецпром"

ООО "Автоспецпром", владельцами, которого являются члены семьи Фисталей, в 2021 году поставило 75% "скорых", закупленных без тендеров, на договорной основе.

Об этом  пишет  РБК-Украина в материале "Быстрые деньги". Существует ли в Украине монополия на рынке медицинского транспорта".

Издание обращает внимание, что началась подготовка к новой закупке автомобилей "скорой помощи" — государственное предприятие "Медицинские закупки Украины" разместило в системе Prozorro  объявление  о проведении централизованного конкурса по отбору поставщиков "скорых". А буквально за неделю до этого политолог Виктор Таран и ООО "Автоспецпром" в СМИ вступили в острую дискуссию на тему того, является ли компания монополистом на рынке "скорых".

В частности, по  утверждению  Тарана, "Автоспецпром" на разных уровнях выиграл в 202 тендерах из 243 и заключил договоров на сумму почти 3,4 млрд грн.

В компании информацию политолога  назвали недостоверной, но в то же время заявили, что "Автоспецпром" является ведущим украинским производителем автомобилей скорой медицинской помощи.

РБК-Украина проанализировало  доступную  в  открытых источниках  информацию по закупкам "скорых" различных типов и пришло к следующим выводам: в 2021 году "Автоспецпром" реализовал 68% "скорых" типа А, 76% "скорых" типа В и 77% — типа С. Всего за этот год компания продала 443 "скорых помощи", что составляет 75% от общего количества проданных автомобилей.

"Украинское законодательство по этому поводу говорит  следующее: "Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию" (п.2 ст. 12 Закона Украины "О защите экономической конкуренции")", — отмечает издание.

Журналисты также обращают внимание на то, что по мнению участников рынка, такая ситуация стала возможной потому, что в значительном количестве тендеров технические требования прописываются именно под "Автоспецпром".

"Для  закупки  12 "скорых" в Днепропетровской области было прописано требование к мощности двигателя не менее 160 л.с. Все автомобили Peugeot и Citroen в Украине имеют именно такую мощность двигателя — это единственный доступный для них вариант. В то время как для Ford и Volkswagen — это топовые, дорогие двигатели. Вот и получается, что "Автоспецпром", имея эксклюзив на поставку "скорых" на базе Peugeot и Citroen, получает ценовое преимущество на рынке", — отмечают в издании.

Авторы также обращают внимание на то, что деятельностью "Автоспецпрома" уже неоднократно интересовались правоохранители, компания даже фигурирует в нескольких производствах, касающихся нарушений при переоборудовании "скорых".

Вместе с тем, никакой реакции на длительную монополизации рынка компанией ни со стороны Антимонопольного комитета, ни со стороны правоохранительных органов не было. Хотя установление монополии на рынке грозит уничтожением конкуренции, снижением качества товаров и услуг, а также тем, что на автомобилях "скорой помощи" будут использоваться устаревшие технологии.

"Поэтому принципиально важно, насколько прозрачно на этот раз пройдет процедура отбора поставщиков, насколько паритетным будет распределение государственного заказа и сохранится ли монополия "Автоспецпрома" на рынке "скорых", — отмечают в издании.

В самой компании отрицают свою монопольную роль. Редакция Delo.ua публикует позицию "Автоспецпром" в полном объеме.

"ООО" Автоспецпром "является лидером украинского рынка" скорых ", но отнюдь не монополистом. Мы подчеркиваем, что лидерство на рынке не тождественно монопольному положению.

Согласно действующему законодательству, монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35%. Но при этом решающим фактором является наличие конкуренции. На сегодня в Украине активно работают около десяти производителей автомобилей скорой помощи. И ООО "Автоспецпром" нет никаких рычагов, чтобы не допустить или устранить кого-либо из них от участия в торгах, вытеснять с рынка других предпринимателей или создавать барьеры вступления на рынок.

Также нужно учесть не только количество конкурентов ООО "Автоспецпром", но и количество клиентов. А это тоже десятки субъектов хозяйствования — региональные центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, отдельные медицинские учреждения различных форм собственности, ГП "Медицинские закупки Украины" и другие. И наша компания не может диктовать свои условия при продаже товара, заключении договоров о поставках, навязывать потребителям невыгодные условия, не имеет особых прав, полномочий или льгот со стороны заказчиков.

При таких условиях о "монополизации" не может быть и речи.

Все процедуры закупки автомобилей скорой медицинской помощи происходят открыто на платформе Prozorro под контролем Антимонопольного комитета Украины. При этом каждый участник торгов имеет возможность подать жалобы, если считает, что были нарушены его права или антимонопольное законодательство Украины. Тендеры, о которых идет речь в публикации, успешно завершены, а значит ни у других участников, ни у контролирующих органов вопросов к соответствия закупок действующему законодательству тогда не возникало. Они "возникли" только сейчас, накануне нового конкурса ГП "Медицинские закупки Украины" по отбору поставщиков "скорых".

Что же касается упоминаний об уголовных производства, отметим, что ни приговора суда, подтверждающих правдивость обвинений, вынесено не было. Кроме того, годы в этих процессах нет никаких сдвигов, ведь все они были открыты или по незнанию заявителей, или по инициативе конкурентов.

И процесс производства и готовы "быстрые" ООО "Автоспецпром" полностью соответствуют не только украинским, но и европейским требованиям. Это подтвердил европейский автогигант PSA Groupe, предоставив "Автоспецпром" в 2020 году сертификат соответствия. Компания стала первым украинским производителем "скорых", который получил документ такого уровня.

Все заявления о якобы монополизацию и упоминания давно заброшенных уголовных производств не что иное, как спекуляции и манипуляции в интересах конкурентов ООО "Автоспецпром", которые не способны предложить украинскому системе экстренной медицинской помощи качественную и надежную "скорую" по доступной цене ".