- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Борьба за деньги: как банки и финансовые компании соревнуются за клиента
О том, что в 2020 году каждый современный банк должен будет иметь в своем арсенале такие вещи как виртуальная карта, электронная подпись и BANK-ID, без которых нельзя выдержать конкуренцию на Legal Banking Forum, прошедшем в среду 5 февраля, заявил председатель правления АО "ФОРВАРД БАНК"Андрей Киселев.
"Сегодня, если ты как банк не находишься у клиента в смартфоне, то тебя не существует", — отметил он.
Вместе с этим, Андрей Киселев обратил внимание на неравные условия, в которых работают сегодня банки и финансовые компании, что в определенной мере дает последним более выигрышные позиции в отдельных сегментах.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"На сегодня финкомпании занимают более 40% рынка cash-кредитов. 80% из этих 40% формирует 3 компании. Прежде всего, это происходит потому, что банки и финкомпании работают в неравных условиях по законодательству и требованиям регулятора, начиная с финмониторинга, формирования резервов банками и заканчивая обслуживанием кредитов клиентами", — сообщил банкир.
Также Андрей Киселев посетовал на то, что банкам намного сложнее взыскивать просроченную задолженность по кредитам, чем финансовым компаниям так как коллекторские отделы банков скованы обязательствами и корпоративными стандартами, а взыскание просроченной задолженности перед финучреждениями ничем не регламентировано.
"Это позволяет финкомпаниям применять агрессивные методы, которые в целом создают не очень хорошую картину рынка финансовых услуг в целом", — отметил председатель правления АО "ФОРВАРД БАНК".
Сплит урегулирует правила игры
Более равными для всех участников финансового рынка условия игры, по словам директора департамента лицензирования НБУ Александра Бевза, сможет создать вступающий в действие с 1 июля 2020 года закон "о сплите", согласно которому НБУ станет единственным регулятором рынка финансовых услуг.
Законодательно кредитные союзы, к примеру, в части выдачи займов будут иметь регулирование сопоставимо с тем, которое имеют сейчас банки. Прозрачность условий оказания финансовых услуг финансовыми компаниями будет под особым контролем НБУ.
"У страховых компаний будет свое регулирование, поскольку они должны интегрироваться в общую систему финансовых услуг как инструмент обеспечения долгосрочных займов банков", — отметил Александр Бевз.
В дальнейшем, по словам представителя НБУ, изменить законодательно правила игры для всех участников финансового рынка должны подготовленные уже законопроекты о рынках капитала, о страховании, о кредитных союзах, о финансовых компаниях и о платежных системах, куда входит также и финтех.
О том, что воспринимать финтех как своего конкурента банки не должны, напротив — должны с ним сотрудничать, заявила на Legal Banking Forum заместитель председателя правления, начальник юридического департамента АО "УкрСиббанк"Елена Полянчук.
"Независимо от того, насколько глубоко финтех будет проникать в банковскую деятельность, он все равно будет существовать либо с банками, либо без них, потому, что финтех — это проводник инноваций. Многие финтех-решения могут дать новый этап жизни классической банковской системе. Если мы не будем идти рядом с ним, мы можем остаться позади", — отметила она.
В этом плане, по словам Елены Полянчук важно найти точки прикосновения и баланс в том, как банки и финтех могут быть полезны друг другу.
"УкрСиббанк" активно покупает стартапы и вкладывается в их развитие. В прошлом году мы сами провели акселератор, отобрали большое количество финтех-компаний и победители сейчас делают решения для нас", — сообщила Елена Полянчук.
Важным направлением, в котором "УкрСиббанк" работает сегодня вместе с финтех-компаниями, банкир называет "управление банковскими данными".
"Защита данных имеет большое значение из-за низкого уровня финансовой грамотности украинцев. Люди не умеют защищать свои данные. Поэтому — защитить их должны мы", — отметила Елена Полянчук.
Главной задачей в плане сотрудничества с финтехом банкир считает найти правильную форму таких правоотношений.
Потенциально новый игрок
Тем временем, ввязаться в конкуренцию на финансовом рынке хочет АО "Укрпошта". Такие планы озвучил на Legal Banking Forum, директор департамента по правовым вопросам компании Виталий Беликов. "Поскольку "Укрпошта" работает с мировыми торговыми площадками, получателям будет удобно посредством компании оплачивать доставки из-за рубежа. Наши передвижные почтовые отделения смогут довезти финансовые услуги в отдаленные села. Но чтобы это заработало, нам надо быть участником финансового рынка", — заявил Виталий Беликов.
По его словам, в "Укрпоште" подсчитали, что сегодня около 15 млн граждан не имеют банковских счетов, треть из них проживают в регионах, где нет доступа к каким-либо финансовым услугам, интернета. Свои стратегические проекты "Укрпошта" планирует представить рынку в ближайшем будущем.
Однако, такие намерения "Укрпошты" стать полноценным участником финансового рынка, могут остаться только намерениями, так как по словам Александра Бевза, их не поддерживает правление НБУ.
"Мы уже дали лицензию "Укрпоште" на полноценный перевод средств — ранее она имела только классическую лицензию на почтовый перевод, которая ограничена, и не позволяла "Укрпоште" быть членом международных платежных систем. Теперь компания имеет членство в платежных системах Mastercard, Visa и национальной платежной системе ПРОСТІР. Но есть еще вопросы депозитов, и если мы говорим о депозитах, то мы должны говорить о системе гарантирования вкладов, о адекватности капитальных требований, о ликвидности и др. Я уже не говорю о том, что на сегодня почтовый оператор, который имея все возможности осуществлять переводы, сделать это технологически в большинстве своих отделений не может — из-за банального отсутствия компьютерной техники", — отметил Александр Бевз.
В целом же, участники панели "Конкуренция в банковском секторе" на Legal Banking Forum посоветовали "Укрпоште" сначала навести порядок на почтовом рынке, а потом уже думать, что он может предложить населению на финансовом.
Напомним, ранее Delo.ua рассказывало, что украинцы готовы тратить много денег и не прятать их на "черный день". По данным международной компании GfK, уровень потребительских настроений украинцев в сентябре 2019 года достиг отметки 97,47. И, несмотря на незначительное снижение в декабре 2019 года до 92,2 пунктов, он заметно опередил показатели 2012-2018 годов.
Надия Михальчук, специально для Delo.ua