НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Конституция Зеленского: каким президент видит Основной закон

Президент Украины Владимир Зеленский. Фото:
Президент Украины Владимир Зеленский. Фото:
Гарант хочет не только сократить парламент на треть, но и дать возможность украинскому народу писать законы
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Верховная Рада после короткого перерыва готова активно менять Конституцию — уже во вторник, 4 февраля, народные депутаты в первом чтении приняли президентский проект, по которому уже в следующем парламенте будет сидеть не 450, а 300 человек. Кроме того, гарант хочет добавить себе полномочий, дать право украинскому народу самому писать законы, а также отбирать депутатские мандаты за прогулы и кнопкодавство.

Корреспондент Delo.ua проанализировал, как Владимир Зеленский хочет переписать Основной закон Украины.

Первой "ласточкой" стал проект сокращения депутатского корпуса, поддержанный 236 народными депутатами. Пока это не окончательное решение. По процедуре, если документ вносит правки в Конституцию, то первое и второе чтение должны быть проголосованы на разных сессиях. Соответственно, окончательно сократить число депутатских мандатов в ВР получится не раньше осени. Хотя норма уже запустила жаркую дискуссию в парламенте. Даже в монобольшинстве не все согласились с подобным решением. Нардеп Богдан Яременко, например, воздержался от голосования. И не потому, что против сокращения.

"Хочу увидеть научно обоснованные предложения по численности депутатского корпуса. 300? 297? 313? Или 200? Мне не нравятся попытки банализировать этот вопрос в "300 спартанцев". Мы должны исходить из какой-то обобщенной мировой/демократической практики по уровню представительства избирателей в высшем законодательном органе. К сожалению, полученные мной объяснения содержали ссылки на что угодно, но только не это", — говорит он.

В пояснительной записке к проекту единственным аргументом звучит "реализация мероприятий парламентской реформы в части оптимизации общих основ статуса единого органа законодательной власти". Ранее представитель президента в Конституционном суде Федор Вениславский связал необходимость уменьшить ВР с сокращением количества населения. По его словам, цифра 450 была актуальная для 50 миллионов украинцев, а сейчас их 30 млн и нужно всего 300 депутатов. Это, как выразился Вениславский, позволит сохранить принцип "пропорциональной зависимости".

Политолог Руслан Бортник говорит, что количество депутатов сокращать необходимо, но закреплять конкретную цифру в Конституции не стоит. По его словам, гораздо эффективнее закрепить там норму представительства.

"Например, 1 депутат от 100 тысяч избирателей. Конкретное количество депутатов может определять ЦИК каждый раз в преддверии выборов, исходя из демографических данных", — отмечает он.

Значится в планах на ближайшее время и проект "О законодательной инициативе народа", который в Верховной Раде IX созыва лежит с первого дня ее работы (29 августа 2019-го). Норма предполагает, что право писать законы и подавать их на рассмотрение в парламент будет не только у президента, Кабинета министров и нардепов, но и у народа. Правда, никаких уточнений или определений в документ нет. Но еще в ноябре прошлого года его поддержал Конституционный суд Украины, а вице-спикер ВР Руслан Стефанчук 13 января добавил — этот законопроект только часть пакета законодательных инициатив о народовластии.

"Мы разработали целую структуру законопроектов, касающихся народовластия. Оно не решается одним законом о референдуме, но закон стал первым в нашей разработке", — говорит Стефанчук.

Однако, бывший нардеп, экс-глава парламентского подкомитета по вопросам выборов и референдумов Александр Черненко говорит о проблемах, которые заложены в президентских правках. "Я противник, чтобы на референдуме утверждались какие-то законодательные инициативы. Как консультативный эпизод — они могут существовать. Но я считаю, что законы могут обсуждаться на референдумах, консультироваться. Потому что мы понимаем, это очень хорошая возможность для манипуляций, продвижения антидемократических, популистских законопроектов. Плюс, есть проблема — предлагается вписать в Конституцию народ. А что такое народ вообще непонятно. Сколько это? 10, 5, 15 100 тысяч, может миллион? Дьявол в деталях и главное, что важно будет записано в законе", — объяснил он в комментарии Delo.ua.

Третий президентский проект расширяет причины для досрочного прекращения полномочий народного депутата. Теперь мандат придется сложить после обвинительного решения суда. Напомним, что с 1 января 2020 года парламентарии формально потеряли неприкосновенность. Заниматься их делами будут следователи НАБУ и центрального аппарата ГБР. Кроме того, в Конституцию предлагают добавить такую причину, как "объявление умершим".

Однако в проекте Зеленского записано несколько новшеств, которые горячо обсуждаются на протяжении нескольких месяцев. Во-первых, если суд признает факт неличностного голосования (кнопкодавство) то с депутатским креслом придется распрощаться. Во-вторых, такое же наказание ждет тех, кто пропустил треть пленарных заседаний или заседаний комитетов без уважительных причин. В-третьих, если человек отказался от украинского гражданства или выехал в другую страну на постоянное местожительство, он тоже прекратит быть членом парламента.

Высока вероятность, что эти правки в Основной закон проголосованы не будут. По мнению Конституционного суда формула, которую предлагает гарант, "не отвечает принципам соразмерности" и может повлечь за собой ограничение прав и свобод нардепов.

"Примененное в законопроекте понятие "без уважительных причин" имеет оценочный характер, что не соответствует критериям четкости и однозначности, как того требует юридическая определенность — составляющая принципа верховенства права", — подчеркнули в суде.

Впрочем, это не смущает спикера ВР Дмитрия Разумкова, который признает, что проект нуждается в доработке, но останавливаться на этом не готов. "На сегодняшний день есть решение Конституционного Суда, но я думаю, что этот законопроект должен быть доработан. И все же мы, как народные депутаты, будем настаивать на выполнении этого обещания (ввести процедуру лишения мандата за кнопкодавство и прогулы — Delo.ua)", — подчеркнул Разумков.

Наконец, проектом №1016 Зеленский хочет расширить полномочия депутатов. Первым делом гарант предлагает дать им право самим назначать и увольнять с должности Уполномоченного Верховной Рады по вопросам соблюдения Конституции. Отметим, что в парламенте лежал еще один проект изменений в Основной закон. По нему гарант получал право создавать независимые регуляторные органы, а также назначать и увольнять директоров Государственного бюро расследований (ГБР) и Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Но 4 февраля народные депутаты отклонили эту норму — инициативе гаранта не хватило 12 голосов.

Илья Требор, специально для Delo.ua