Куда уйдут миллиарды Минтранса

Счета всех предприятий, входящих в структуру Министерства транспорта и связи, будут переведены в два государственных банка — Ощадбанк и Укрэксимбанк. Речь идет о 50 миллиардах гривен

всех предприятий, входящих в структуру Министерства транспорта и связи, будут переведены в два государственных банка — Ощадбанк и Укрэксимбанк.   Речь идет о 50 миллиардах гривен.

Как сообщил «ДЕЛУ» министр транспорта и связи Иосиф Винский, перевод счетов должен начаться до конца марта. Такое поручение дала премьер-министр Тимошенко.

Читайте о том, что Минтранс планирует купить банк>>>
Сейчас обслуживанием  компаний, подведомственных Минтрансу, занимается более 30 коммерческих банков. Эксперты уверены, что для некоторых из них решение властей спровоцирует серьезные проблемы.

«Юлия Тимошенко дала отдельное поручение Минтрансу, согласно которому с апреля ведомство и его предприятия будут обслуживаться в казенных банках для большей прозрачности финансовых потоков», — подтвердила «ДЕЛУ» замминистра транспорта и связи Катерина Фоменко. По ее оценкам, более 50 миллиардов гривен, которые вращаются в системе Минтранса, перейдут в государственный финансовый сектор.

По словам источника «ДЕЛА» в Кабмине, решение Юлии Тимошенко обосновано конфликтом с действующим главой Минтранссвязи. Как ранее сообщалось, Иосиф Винский планировал создать специальный банк для обслуживания предприятий ведомства. Для этого Минтранс принял решение создать комиссию по покупке на бирже 99% акций новосозданного банка «Стандарт». «Мы провели мониторинг всех банков и нашли лишь три, созданные в 2008 году, среди которых был и «Стандарт», — объясняет ситуацию Фоменко. По ее словам, банк ранее не вел хоздеятельность и поэтому был «чистым, без обязательств». Однако информации по поводу учредителей банка, его уставного капитала и даже контактного телефона нет ни в одной базе данных. Кроме того, в реестре НБУ банка «Стандарт» вообще не существует.

В конце концов Юлия Тимошенко идею со специальным транспортным банком отклонила, поручив руководству министерства упорядочить финансовые потоки. Член профильного комитета Верховной Рады Николай Ковзель поддерживает Кабмин. «Не в компетенции Минтранса заниматься банковским делом», — отметил депутат.

Катерина Фоменко уточняет, что сейчас крупнейшие предприятия отрасли обслуживаются в 30 украинских коммерческих банках. «Им (предприятиям. — «ДЕЛО») поставлена задача закрывать зарплатные, депозитные и кредитные счета и открывать новые в Ощадбанке и Укрэксимбанке», — говорит замминистра.

Нардеп от Партии регионов Николай Круглов уверен, что такое развитие событий для некоторых коммерческих банков грозит закончиться серьезными проблемами. «Вывод таких серьезных средств может повлечь ликвидацию ряда банков», — не исключает он.

Читайте о ситуации в проблемных банках >>>
Одним из первых может серьезно пострадать Экспресс Банк, где обслуживаются сразу три предприятия Минтранса, в том числе и « Укрзалізниця », которая является к тому же акционером этого финучреждения. При этом пресс-секретарь Экспресс Банка Татьяна Лиговская вчера заверила, что на данный момент банк не получал требований о переводе счетов «Укрзализныци».

Представители других крупных государственных транспортных предприятий также оказались неготовыми комментировать планы перехода на обслуживание в другой банк. «Информация о банках, в которых обслуживается порт, является коммерческой тайной. Мы их называть не можем. Никаких директив по переводу счетов из наших банков в Ощадбанк и Укрэксимбанк к нам на сегодняшний день не поступало», — сообщила пресс-служба Одесского морского торгового порта.

В свою очередь представители банковского сектора решение Тимошенко оценивают критично. «Мне кажется, что такими действиями мы уходим от рыночных отношений банковской системы далеко в сторону. Что касается Экспресс Банка, то в него вложено много денег именно для обслуживания «Укрзализныци», и мне хочется верить, что такие действия будут продуманными и обязательно скоординированными с самим банком», — говорит председатель правления банка «Финансы и Кредит» Владимир Хлывнюк.

Василий Горбаль, народный депутат и почетный президент Укргазбанка, среди клиентов которого аэропорт «Борисполь», добавляет, что перевод любого клиента должен обязательно обсуждаться с финучреждением, в котором он обслуживается. К тому же он уверен, что государственные банки просто не в состоянии обеспечить все потребности таких крупных клиентов, как порты и железная дорога.

В свою очередь предправления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук добавляет: «Перевод счетов государственных предприятий только в два госбанка — это демонстрация со стороны органов власти недоверия ко всей банковской системе».

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, Ольга СОРОКОЛЕТОВА, "Дело"