Ликвидация и укрупнение: как у Зеленского хотят реорганизовать министерства

Ликвидация и укрупнение: как у Зеленского хотят реорганизовать министерства
Среди кандидатов на ликвидацию у команды Зеленского — Министерство аграрной политики и продовольствия, координирующее работу экономикообразующей аграрной отрасли
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Команда Президента Украины Владимира Зеленского намерена сократить количество министерств, объединив некоторые из них. Об этом заявил Александр Ткаченко, генеральный директор 1+1 media, и избранный по спискам партии "Слуга народа" народный депутат Украины. Как уже известно, после выборов в Верховную Раду 21 июля партия "Слуга народа" формирует однопартийное большинство в парламенте и поэтому сможет проводить сколь угодно смелые реформы, в том числе и эту. Речь идет о Министерстве культуры (предельная штатная численность — 231 человек), Министерстве информационной политики (51 человек) и Министерство молодежи и спорта (192 человека), которые могут быть объединены в одно ведомство. Кроме того, рассматривают возможность упразднения Министерства аграрной политики и продовольствия (360 человек) и присоединения его в качестве департамента к Министерству экономического развития и торговли. Некоторые из перечисленных структур действительно не отличаются широтой функций и вполне могут реализовывать стоящие перед ними задачи в статусе пониже. Однако возникает вопрос о выборке. В частности, почему в перечень не внесены Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц  (предельная штатная численность — 119 человек) и Министерство по вопросам ветеранов (325 человек), которые вполне логично можно объединить с Минсоцполитики или хотя бы одно с другим. Не секрет, что министерства имеют внутренний рейтинг, который возглавляет Минфин, поскольку согласовывает сметы для всех остальных. Вадим Денисенко, народный депутат Украины 8 созыва, отмечает, что Министерство молодежи и спорта изначально было пасынком, поскольку имело урезанные полномочия и создавалось под Валентину Довженко — подругу жены второго президента Людмилы Кучмы. Спустя время это ведомство дважды пытались ликвидировать: один раз сам же Леонид Кучма во время второго срока и второй раз во времена Виктора Януковича. "Тогда почти согласовали так называемую немецкую модель (она работала и в России), когда должны были объединить Минсоцполитики, Минздрав и Минмолодежи", — рассказал Денисенко. Сейчас мы наблюдаем попытку №3, против которой, естественно, выступил министр молодежи и спорта Игорь Жданов: он обратился к новой власти "с просьбой и рекомендацией" о сохранении министерства. "Министерства молодежи и спорта в различных конфигурациях существуют практически в каждой стране Европы. Например, в Польше есть министерство спорта и туризма, во Франции — министерство молодежи и спорта. Молодежь и спорт должны оставаться отдельными приоритетными направлениями государственной политики в Украине", — заявил он. Минагрополитики стоит особняком от указанных Ткаченко "коллег по несчастью", в первую очередь из-за масштаба отрасли и удельного веса в экономике страны, который значительно вырос в последние пять лет. По итогам прошлого года АПК генерировал около 13% ВВП, а 40% украинского экспорта составила продукция сельского хозяйства. Профильное ведомство под разными названиями существует в Украине 101 год. Исполняющая обязанности министра агрополитики Ольга Трофимцева, которую сложно отнести к бюрократам и которая, наоборот, часто шокирует консервативных аграриев излишней неформальностью в общении, заявила, что категорически не поддерживает идею ликвидации ведомства, назвав ее лихим реформаторским популизмом. "Начиная с мирового опыта, включая такие страны, как ФРГ или Нидерланды, и заканчивая абсолютно прагматичным аргументом о специфике одной из ведущих отраслей экономики и необходимости наличия органа власти, который формирует политику отрасли, видение ее развития и лоббирует ее интересы, — все прозрачно намекает на несостоятельность такой идеи. Я уже не говорю об аграрной науке, образовании, развитии сельских территорий и других сверхважных вещах", — заявила она, признав, что структура центральных органов власти действительно нуждается в оптимизации, но требует взвешенного подхода. Интересно, что Министерство экономического развития и торговли, которое новая власть хочет сделать "зонтиком" для Минагрополитики, часто упоминали как претендента на ликвидацию, причем его же руководители. Павел Шеремета, первый министр экономики после Революции достоинства, уже после завершения каденции признавался, что его бывшее ведомство можно ликвидировать за ненадобностью. По его словам, МЭРТ не влияет на жизнь украинцев, и в случае его ликвидации "плакать не будет никто, кроме сотрудников министерства". Функции МЭРТ в большей степени аналитические и легко перекладываются на другие ведомства. "Макропрогнозированием будет заниматься Нацбанк, госзакупками — Минфин или Минюст, поддержкой отраслей — профильные ассоциации", — отмечал экс-министр. Один из предшественников Павла Шереметы на этом посту Сергей Терехин также был убежден, что от МЭРТ мало пользы. "Сегодняшнее министерство — это виртуальное хозяйство, нечто такое, что, по сути, никому не нужно", — заявлял он. Вступив в должность в 2005 году, он обнаружил 11 своих заместителей, из которых оставил четверых, причем без ущерба для работы ведомства.  Сходное мнение высказывал и  исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, называя МЭРТ органом, отвечающим за госплан, то есть бесполезным в рыночной экономике. Однако был человек, который последовательно продвигал идею ликвидации Минагрополитики и был убежден в необходимости МЭРТ. Это экс-министр экономики Айварас Абромавичюс, недавно назначенный главой Наблюдательного совета госконцерна "Укроборонпром". Он состоит в Зе-команде (чем и объясняется его последнее назначение), так что можно смело предположить, что именно он и является автором идеи ликвидации Минагрополитики. "Реальный способ изменить качество аграрной политики в Украине — это ликвидировать целые институты власти, которые не соответствуют современным тенденциям. Я считал ранее и придерживаюсь своего мнения сегодня, что, например, Министерство аграрной политики не требуется Украине. Минагрополитики нужно ликвидировать, а его функции должны взять на себя другие ведомства", — заявил он.  Представители агропрома, в первую очередь фермеры, вряд ли с восторгом воспримут идею ликвидации Минагрополитики: при всей их постоянной критике работы министерства наличие профильного ведомства повышало статус отрасли и помогало в продвижении вопросов АПК. Как отметил глава Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Стрижак, последние два года сотрудничество с ведомством, по крайней мере с фермерами, было успешным. В частности, была принята профильная концепция развития фермерства, которая закрепила этот курс как основной в АПК, был назначен профильный заместитель министра по вопросам фермерства, а в бюджет на реализацию программ поддержки закладывали ежегодно 1 млрд грн.