Ливийская операция, кроме командирования, сменит еще и название

После перехода операции в Ливии под командование НАТО, она получит кодовое название «Единый защитник» вместо "Одиссея.Рассвет"

Как ожидается, 27 или 28 марта командование военной операцией в Ливии по обеспечению бесполётной зоны перейдет к НАТО. Операция в Ливии с переходом под командование НАТО получит и новое название – вместо "Одиссея.Рассвет" она будет иметь кодовое наименование "Единый защитник".

По словам официального представителя НАТО Оаны Лунджеску, военная операция предусматривает пресечение потока вооружений и проникновения наемников в Ливию. Операция рассчитана на 90 дней, но при необходимости может быть продлена или сокращена.

Приведет ли переход командования ливийской операцией к НАТО к существенным изменениям в ее тактике и задачах?

Ситуацию анализирует заместитель директора Института США и Канады Валерий Гарбузов: – Действия коалиции в Ливии – некая импровизированная операция, она, в принципе, особенно долго не готовилась. Союзники действовали по ситуации. Это, во-первых. Во-вторых, в этой коалиции инициатива была за европейцами. И США сначала не то, чтобы смирились, но позволили развиваться событиям именно так. Но получилось так, что США были вовлечены в авианалеты, по сути дела – в боевые действия.

И вот здесь определилась еще одна очень важная проблема – это участие Франции, которая не сумела с военной точки зрения взять на себя значительную часть действий в этой коалиции. Очень важны также и разногласия между Францией и Германией. Германия занимает своего рода пацифистскую позицию. Поэтому европейские союзники США продемонстрировали в этой ситуации, можно сказать, некую беспомощность. Но самая-то большая проблема состоит в том, что у коалиции нет твердого политического контроля над всей военной операцией. Сам ход операции это показал. Поэтому с организационной точки зрения, с точки зрения руководящей основы коалиции целесообразна передача такого руководства НАТО. Тем более, что расчет на то, что это будет "маленькая победоносная война", явно не оправдывается.

"Говорим НАТО – подразумеваем США" – или это не совсем корректная трактовка?  

Мы все знаем, что, во-первых, военное руководство НАТО за американцами всегда соблюдается традиционно, это правило. Подразумеваем США и союзники США по НАТО – таким вот образом.

Вы не исключаете, что НАТО бросит в Ливию наземные войска?  

Сейчас это маловероятно. Если ситуация будет развиваться не очень удачно, то я этого не исключаю. Здесь есть еще один фактор. Понимаете, третья война для США одновременно – Ирак, Афганистан и еще Ливия – для Барака Обамы накануне президентских выборов хуже не придумать. Обаме, честно говоря, не позавидуешь, но он оказался в тех рамках, в которых он оказался, когда он начинал президентство. На него, понятно, оказывается давление. Ведь США – это общество, где не все решения принимаются единолично в Белом доме, процесс принятия решения – это некая результирующая всех заинтересованных групп.

Поэтому, конечно, его задача состоит в том, чтобы как-то удержаться и от необдуманных шагов, и проводить такую линию, которая бы в целом удовлетворяла все силы, которые так или иначе задействованые процессе, – полагает Валерий Гарбузов.

До перехода к НАТО командования военной операцией в Ливии по обеспечению бесполётной зоны действия сил международной коалиции возглавляют США. По сообщениям западных информационных агентств, операцию НАТО в Ливии возглавит канадский генерал Шарль Бушар. Военная операция международной коалиции в Ливии началась 19 марта.

Напомним, Франция сыграла решающую роль в том, что Совбез ООН разрешил применение силы против войск полковника Каддафи, и стала первой страной, которая перешла к активным действиям в Ливии. Во Франции военная операция получила название «Харматтан» (сухой и теплый африканский ветер), тогда как в рамках коалиции ее окрестили «Одиссея. Рассвет».