Любовь и ненависть японцев — Ясукуни

В центральной части японской столицы Токио возвышаются металлические ворота высотой в 25 м. Ежегодно через них проходит около 8 млн. человек. Умеренные японские политики, духовные лица, да и множество простых людей желают лишь одного. Они против того, что

является, по всей вероятности, самой спорной святыней во всей Азии. Среди списка из 2,5 млн. человек — в большинстве своем солдат, отдавших жизнь за императора в XIX веке, душам которых святыня и посвящена — можно найти имена и четырнадцати японских военных преступников.

Посещение премьером Абэ святыни Якусуни азиатские страны, ставшие в половине XX века жертвами японской оккупации, прежде всего самая многолюдная страна мира Китай и Южная Корея, расценили бы как провокацию.

«Человеческая торпеда»

Составной частью мемориала Ясукуни является военный музей Юсюкан. Прямо у входа установлен японский боевой самолет «Зеросэн», который японцы впервые использовали в 1940 году в битвах с китайскими летчиками. Самолетом, выставленным в музее Юсюкан, его работники особенно гордятся. «Несколько машин «Зеросэн» сумело сбить почти все вражеские самолеты. Поскольку у японцев не было почти никаких потерь, это была победа, которой до сих пор никто не добивался», — гласит текст под самолетом, который внимательно читает преобладающее большинство посетителей музея. Среди выставленных экспонатов можно увидеть также «человеческую торпеду». Длиною в 15 м, высотой в один метр, весом в полторы тонны, подводная ракета, в которую ложился японский солдат — камикадзе, решивший совершить атаку против вражеского корабля — вот что представляла собой «человеческая торпеда». «Торпеды стали оружием, способным пускать на дно с первого раза даже крупные корабли. Более сотни молодых людей попыталось именно таким образом защитить своим телом Японию», — написано под экспонатом.

Вблизи экспоната установлена статуя пилота в память японским юношам, погибшим при исполнении воздушного камикадзе. На стене помещены их фотографии. Под ними разложены книги, в которых посетители могут прочитать их последние письма, адресованные семьям.

Удивляет и то, что в нескольких метрах от входа в музей стоят памятники зверям, погибшим за императора. Памятника здесь удостоились лошади, почтовые голуби и немецкие овчарки, которых во время войны японцы использовали против союзников.

Проблематичный символ

Для стран, которые Япония в свое время оккупировала, мемориал Ясукуни представляет символ японского национализма и вражды.

Некоторые люди, которые приходят в Ясукуни молиться, в то же время выступают резко против любого отрицания или приукрашивания преступлений и агрессии Японии во время Второй мировой войны.

«В святыне находится и душа моего отца, который пал во время Второй мировой войны. Поэтому я сюда и прихожу, — говорит 55-летний Такэо. — Но сам музей мы не любим».

И все же некоторые японцы смотрят на проблему совсем по-другому. Примером является 60-летний Йоджи, владелец токийской фирмы по торговле компьютерами. «Абсолютно никто, и Китай не является исключением, не имеет права давать нам советы, что нам делать, а чего не делать, если это касается нашей традиции. Все это только наше дело», — говорит Йоджи с нескрываемым презрением.

Сам премьер Синдзо Абэ о Ясукуни пока не говорит ни слова.