Майдан преткновения: что роднит Киев-2013 с Парижем-1968 и какие выводы из этого можно сделать

Исторические параллели — немалый риск для взявшегося их проводить. Но история — единственное, на что можно опираться в выводах и прогнозах. Событий, аналогичных киевскому Майдану, в ХХ веке было достаточно. И самое похожее произошло в Париже в 1968 году

Майдан преткновения-1. Ирреволюция

Часть 1.1. Ирреволюция, или "Евромайдан был спасен "Беркутом"?!..

Ирреволюция — полное противоречий движение, одержимое столь глубокой, можно сказать тотальной тревогой и критикой, что сами эти тревога и критика не могут устоять перед собственной едкостью и растворяются в кислоте претензий, самоуничтожаются…

Паскаль Лене, "Ирреволюция" (1971)

В 1971 году вышел роман-размышление молодого французского философа Паскаля Лене "Ирреволюция". В этом получившем вскоре премию Медичи произведении осмысливались прежде всего резонансные события, всколыхнувшие весной-летом 1968 г. всю Францию, а прежде всего Париж и его студенческий Латинский квартал. Автор "Ирреволюции" был активным участником событий. Это позволило ему, взглянув на ситуацию изнутри, прийти к серьезным и глубоким социально-психологическим выводам и социально-политическим обобщениям.

Общий вывод французского интеллектуала-"ирреволюционера" внешне парадоксален: "Революцию спасли жандармы!"… Молодой и восприимчивый писатель сравнил идейную атмосферу, характерную для французского общества накануне и во время общенациональных волнений, оценил цели лидеров протеста и, что видится принципиальным, "пропустил через себя" осознание безразличия к оным идеям и целям со стороны французского общества, ради которого в конечном итоге якобы все и затевалось. Вывод получился малоутешительным: внешне парадоксальным, но внутренне — глубоким и содержательным.

По мнению П. Лене, внешнее поражение революции 1968 г. обернулось для нее внутренним благом. Ведь провозглашенные ею идеи и идеалы, страдающие абстрактностью и радикализмом, просто не могли быть востребованы обществом. Так как содержание призывов, лозунгов и целей — начиная с "Запрещается запрещать!" или "Реформизм — это современный мазохизм" и заканчивая "Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства" или "Кто ставит цифры выше фразы — мудак!" — не несло в себе почти ничего реально весомого — ни четко выраженных социально-политических целей, ни понятных обычным людям и достижимых социально-экономических планов для полноценной их реализации в государственно-административной практике.

Исторические параллели всегда страдают излишней смелостью. Однако это не значит, что их не стоит проводить. Более того, в ситуациях, подобных нынешней, они не только достаточно уместны — но крайне необходимы.

"Евромайдан был спасен "Беркутом"?!.. Оглядываясь немного назад, на события примерно месячной давности, можно смело утверждать, что изначальный "Евромайдан" к моменту его жесткого разгона уже находился в стадии внутреннего упадка. Протестный накал снижался. Оппозиционеры получили кто красивый фон, а кто широкую площадку, поPRившись на демонизации власти и производном скрытом самовосхвалении. "Молчаливое большинство" сполна воспользовалось возможностью слегка попротестовать. Молодежь получила достаточный заряд драйва и тусовки. Медиа, СМИ и журналисты — яркие сюжеты и темы. Продавцы символики-атрибутики — наличную прибыль. Политическая новость уже переставала быть новостью, экономический протест — протестом, психологический драйв — драйвом, социальная тусовка — тусовкой (особенно холодными ночами). "Но тут пришел "Беркут" и все испортил". С точностью до наоборот. "Это — хуже, чем преступление! Это — ошибка!" Резко и жестко разогнав первоначальный "Евромайдан", он тем самым не позволил перейти социально-политическому "горению" в политико-социальное "тление". Затоптав один общественный костер, он невольно разжег другой. Благодаря полицейской "птице-"Беркуту" появилась национальная "птица-Феникс", угнездившаяся на новом Майдане.

Оставляя за скобками явную провокационную составляющую трагического действа, рискнем обратить внимание на ее неявную составляющую жертвенности.

Несколько сотен "героев Крут" (по армейским меркам — около батальона) по определению не остановили бы наступающую армию. Но они стали ярким трагико-героическим историко-социальным символом, оставив "за скобками" смежные негативные политические и военные негативы. "Невинные жертвы разгона Евромайдана" также превращаются в трагические символы, оставляя "за скобками" смежные негативы бросивших их на произвол политиканов и заигравшихся мускулами силовиков.

Параллели с "300 спартанцев" настоятельная просьба не проводить!..

Intermezzo . Однажды сколько-то лет назад в Гайд-парке в Лондоне состоялась акция протеста, которую полиция посмела попытаться разогнать. Во время заварушки один из протестующих… зарезал ножом одного из полицейских! Королевский суд присяжных… оправдал сего гражданина! При этом судья отметил, что (1) нападать на полицейских, конечно, нельзя, однако (2) мотивация у оного гражданина была не криминальная, ибо он защищал демократические свободы.

Часть 1.2. Ирреволюция, или "нельзя влюбиться в прирост промышленного производства"

Я вроде бы восстаю против социальной несправедливости, воплощенной с душераздирающей простотой и наглядностью в моих учениках; но я ничего для них не делаю. Хуже того — я убиваю время на медитации о том, что нужно сделать. Но сделай я что-то, я пришел бы все равно к выводу, что это ошибка, заблуждение.

Паскаль Лене, "Ирреволюция" (1971)

Спонтанность и массовость протестных выступлений, последовавших за ночной зачисткой, застала врасплох всех — и власть, и общество, и оппозицию. События вокруг Банковой показали, что ситуация могла перерасти в "бунт бессмысленный и беспощадный". От полномасштабного кризиса спасло то, что "настоящих буйных мало — вот и нету вожаков" (В. Высоцкий). У оппозиции, потенциально способной направить созревание "гроздьев гнева" в конструктивное русло, не было ничего — ни конкретного тактического плана, ни предварительной стратегии, ни внутреннего драйва уверенности, ни предварительного "единства в разнообразии".

Для сравнения отметим, что одной из ключевых проблем развития событий во Франции 1968 г. тоже был как раз избыток мелких (!) вожаков, каждый из которых "мнил себя стратегом, видя бой со стороны".

Продолжая сравнение, обратим внимание на внутреннюю схожесть протестных лозунгов Франции 1968 г. и Украины 2013 г. Схожесть не внешнюю — яркости французских образов можно лишь завидовать ("Представь себе: война, а на нее никто не пошел!" или "Под булыжниками мостовой — пляж!") — но внутреннюю. Схожесть в содержательной пустоте и прикладной бессмысленности.

Вместо предварительных выводов. Майдан как "вещь в себе и для себя"

Революция! Только о ней я и помышляю. Но что за революция? Какую революцию собираюсь я совершить? Не знаю; поэтому-то я и позволяю себе ничего не делать. А как вы думали! Слишком уж все сложно. Это и есть ирреволюция: революция, ставшая чересчур сложной. Видите, чего стоит только думать о ней. А уж делать... И потом, зачем ее делать, кто меня об этом просит? Никто. Вот уж в чем я по крайней мере уверен... Ну, я не делаю ничего; как, впрочем, ничего не делал и раньше, в мае 1968-го. Я говорил; много говорил. И не для того, чтобы ничего не сказать, а для того, чтобы ничего не делать. Ибо главное — ничего не делать…

Паскаль Лене, "Ирреволюция" (1971)

И во Франции 1968-го ("Просторнее клетки! Длиннее цепи!"), и в Украине 2013-го общественные активисты и лидеры остались не более чем политическими эгоцентристами. Настроения протеста и готовности к переменам сначала трансформировались в несколько банальные лозунги и речевки ("Банду — геть!" 2013-го не напоминает ли "Бандитам — тюрми!" 2004-го?). Позже они окончательно выродились в заезженные партийно-политические мантры. (Яркий пример — заклинание об отставке правительства, которое оппозиция то ли не смогла, то ли не захотела реализовать…) За целый месяц не было предложено даже набросков стратегии перемен или тактики изменений. У каждого из ключевых лидеров — свои амбиции и претензии, цели и планы — ну и, соответственно, призывы да лозунги. У второстепенных лидеров (начиная с Н. Катеринчука и заканчивая А. Парубием) — пост-титул. В этих условиях "простой украинец", ради которого якобы и затевался последний Майдан, не более чем посещает его (как выставку под открытым небом): более "прогрессивный" — дабы прикольно потусоваться и вкусить легкого драйва, менее прогрессивный — дабы слегка перекусить и немного погреться.

В результате меньше чем за месяц Майдан из "вещи в себе" — территории "свободы, равенства и братства" — превратился в "вещь для себя". В мельчающую общественную самоцель, удобную политическую игрушку и пока еще забавную достопримечательность.

Порой хочется посоветовать тем, кто претендует на политическое лидерство: вместо того чтобы гоняться за "мандатом Майдана", прочитайте "Ирреволюцию" П.Лене. Толку, конечно, будет немного — но все же больше, чем от праздного славословия.

Майдан преткновения-2. Реинкарнация

Часть 2.1. Майдан Хлеба и Зрелищ, или социально-политический карнавал

...Веселье не наполняет сердце, а лишь разглаживает морщины на лбу.

Луций Анней (сын) Сенека

Господи, я был по ту сторону бытия и в ничтожестве своем наслаждался вечным покоем; меня исторгли из этого состояния, чтобы вытолкнуть в странный жизненный карнавал.

Поль Валери

В 1940 г. выдающийся культуролог М. Бахтин предложил теорию карнавала — феномена коллективного бессознательного, формы освобождения от всяческих догм и норм. Как образно говорил М. Бахтин, во время карнавала "индивид ощущает себя неотрывной частью коллектива, членом массового народного тела". Площадное пространство — параллельная реальность по М.Бахтину — "второй мир и вторая жизнь". В ней отброшены иерархии и вертикали, преодолены стены и перегородки, откинуты конфликты, а все погружено в свободную стихию игры и смеха. "В противоположность официальному празднику, — писал М.Бахтин, — карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов".

В наше время "постмодерна" — эпохи карнавализации и хаотизации всего мира, разрушения иерархий и устоявшихся структур — она приобретает новые мысли и звучания. Еще более актуальной и значимой она видится для сегодняшней Украины и Майдана как квинтэссенции общественных процессов в стране.

"Карнавал" — прежде всего сила, противостоящая официальной культуре. Классический пример — карнавальные радости в мрачном Средневековье, эпохе чумы и инквизиции. Сегодняшняя Украина — "посткласический" пример. Социальная культура "свободы, равенства и братства" на Майдане явно противостоит как жесткой вертикали власти, так и латентным расколам на "Запад" и "Восток" — от территориальных и политических до языковых и конфессиональных.

От веселого маскарада к невеселым маски-шоу… Исконно в карнавальности феномен "маски" имеет позитивную составляющую привнесения веселой раскованности — от ролевого ощущения анонимности. Увы, в сегодняшних украинских реалиях "маска" — скорее инструмент обеспечения анонимной безнаказанности и производной вседозволенности.

"Изнанкой" карнавальности является акцент не на разумную, рациональную составляющую действа, но на ее чувственную, эмоциональную составляющую. Для "несерьезного" социального праздника это, конечно, хорошо. Но для серьезной политической работы — плохо. Впрочем, для партийно-политического "накручивания" — то, что надо!

Intermezzo . Над баррикадой украинского Евромайдана у ЦУМа пестреют флаги. "Удара" — 3 шт., "Батькивщины" — 2 шт., "ДемАльянса" — 2 шт., "Свободы" — 1 шт., Украины — 1 шт., Евросоюза ( евро майдан все-таки?) — 0 шт.

Часть 2.2. Революционный симулякр, или социально-политическое рейдерство


Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством.

Василий Розанов

У сегодняшней украинской квази-оппозиции, создавшей "Майдан" (не ради того ли, дабы возглавить оный?) нет ни кадрового единства, ни целостной идеологии, ни готовности идти до конца. Во многом именно из-за этого Майдан является революционным "симулякром" — политической копией, не имеющей оригинала в социальной реальности.

Согласно М. Бахтину, карнавал — это вечное обновление. Менее чем за месяц "Майдан" как национальный феномен пережил внутреннюю реинкарнацию — из социального позитива в политический негатив. Из (1) общественных выступлений "за" европейскую интеграцию через (2) социальные протесты "против" негатива бытия до (3) политизированного движения в сторону партийной оппозиции. Видя в этой схеме все признаки социально-политического "рейдерства" (инициативного партийно-политического захвата общественно-политического протестного движения), как не вспомнить, что в свое время В.С. Черномырдин, легендарный ЧВС, со свойственной ему афористичностью подметил: "Какую партию не строим — все КПСС получается!.."

В результате общий уровень социально-политической активности не только не растет, но и постоянно снижается. В этих условиях общественная активность "среднего класса" (социальный костяк Майдана) как опоры гражданского общества загоняется в социальную и социально-экономическую ниши внутреннего протеста. А это мешает как развитию самого среднего класса, так и гражданского общества в целом.

Вместо общих выводов. Майдан вырождения или возрождения?

Не нужна революция, чтобы прийти к демократии.
Нужна демократия, чтобы могла произойти революция.

Гилберт Честертон

Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не могут от стыда.

Джордж Сэвил Галифакс

Оппозиционный Майдан словно герой драмы О. Уальда: прекрасен и свеж снаружи, но ужасен и гнил изнутри.

Функциональная результативность Майдана с каждым днем все ниже ("пар уходит в свисток"). Фактически протестный Майдан лишь усиливает и без того проблемные социальные настроения нигилизма, и вместо привлечения внимания к наиболее острым проблемам развития уводится в сторону — в плоскость партийной демагогии и (частично) риторического радикализма.

Вспомним, что после масштабных волнений 1968 г. французскому политикуму при поддержке гражданского общества удалось интегрировать молодых бунтарей в легальные политические и общественные институты. Их внутренний потенциал был успешно направлен в конструктивное русло. В результате многие из них сегодня являются известными политиками и парламентариями, общественными деятелями и бизнесменами. Примерно в то же время (в начале 1970-х гг.) во Франции были заложены основы "социальной" модели демократии, которая позволила молодым французам найти применение своим силам — и от которой, несмотря на критику неоконсерваторов, Франция отказываться не спешит…

Пойдет ли украинский "Майдан" по подобному пути?!..