НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Министр обороны Украины хочет "убить" призыв в армию: что об этом думают генералы?

Фото: slovoidilo.ua
Фото: slovoidilo.ua
В других странах, напротив, возобновляют призыв, причем делают это из-за "событий в Украине"
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Осенний призыв в самом разгаре. До конца года украинская армия, по словам начальника штаба командования сухопутных войск ВСУ Геннадия Долгашова, должна пополниться 15 тысячами новобранцев. Для сравнения, у весеннего призыва был чуть больший объем — 18,7 тысяч человек, хотя цифры для Украины вполне стандартные. Весной прошлого года, например, в армию призвали немногим больше 15 тысяч человек, а осенью — 17,9 тысяч. Хотя в обозримом будущем все может кардинально измениться — министр обороны Андрей Загороднюк хочет уменьшить, а потом и "убить призыв", полностью перейдя к профессиональной, контрактной армии.

В конце октября Министерство обороны ужесточило правила призыва — военные чиновники обратили внимание на противоречия в правовом поле страны. В законе "О воинской обязанности и военной службе" говорилось, что призыв на срочную службу проводится для граждан, которым исполнилось 18 лет. А вот в одном из президентских указов прошлых лет призыв предусматривался с 20 лет. Это недоразумение Минобороны предложило немедленно ликвидировать и забирать в армию, в том числе и 18-летних. Но уже в начале ноября ветер подул совсем в другую сторону.

Министр обороны Андрей Загороднюк активно начал упирать на необходимость полной отмены призыва. Такую реформу он назвал "персональной целью" и "позицией государства". "Главное, что каждый военнослужащий должен знать свое место и иметь четкую военную карьеру, защищенные права, чтобы мы могли при отборе конкурировать за лучших", — добавил он, отметив — переход на контрактную модель быстрым не будет.

Совсем недавно, в интервью LB Загороднюк еще раз подтвердил свои намерения. "Мы хотим убить призыв, это наш план. Поэтому нам надо развивать территориальную оборону. По сути, при нормальном развитии территориальной обороны не будет необходимости в призыве", — объяснил министр. При этом конкретной даты "убийства" призыва он не назвал, подчеркнув — этого не произойдет сразу, "призыв сначала будет просто уменьшен".

Справка. В прошлом году в Украине заработали бригады территориальной обороны. Это отдельный вид войск, который во время войны одним из первых станет на защиту стратегических объектов, дорог и госадминистраций. На боевой состав теробороны также возлагается функция противодействия вражеским группировкам в тылу и на блокпостах. Бригады теробороны есть у каждой области, а в Киеве их две. Бойцы этого вида войск большую часть времени живут гражданской жизнью, и только во время учений собираются все вместе. Кроме того, два контракта с бригадой территориальной обороны считаются полноценной срочной службой. Формировали эти отряды по опыту НАТО (в частности, Польши и стран Прибалтики). Польша, например, задумалась о подобной "вспомогательной армии" после оккупации Крыма Россией.

[block_1]

Чтобы понять, какая сегодня стратегия Министерства обороны в вопросах срочной и контрактной служб, корреспондент Delo.ua уточнил у чиновников, как они планируют осуществлять этот переход. "Сейчас в государстве существует смешанный способ комплектации ВСУ и других воинских формирований, как за счет военнослужащих по контракту, так и военнослужащих срочной службы. Приоритетом развития ВСУ является получение возможностей по стандартам НАТО, что предполагает постепенный переход на профессиональную армию и комплектование ее исключительно военнослужащими по контракту", — говорится в официальном ответе министерства.

Озвучили нам также и количественные показатели ВСУ на сегодняшний день — 250 тысяч человек, из которых непосредственно военнослужащих 204 тысячи. Для примера: в 2000 году ВСУ насчитывали 400 тысяч человек ( 310 тысяч из которых были военными), а в 2014-м — 182 тысячи. А вот количество контрактников в нашей армии — секрет.

Отметим, это не первый раз, когда украинские власти работают над отказом от призыва. Более того, подобная практика уже существовала в истории нашей страны. Еще в 2005 году формировались бригады на контрактной основе, и отказаться от срочной службы хотели до 2010 или 2015 годов. Первым, кто "убил" призыв, стал беглый президент Виктор Янукович. "Я подписал указ. Уже больше призыва не будет. Там все расписано, как будут освобождаться в запас солдаты срочной службы. В этом году пойдут в армию последние "срочники". Больше не будем призывать", — заявил он в 2013 году.

В указе говорилось, что призыв сохранится только для внутренних войск МВД. Свое решение Янукович объяснил так — люди, которые надевают армейские сапоги, должны быть сами заинтересованы в службе, а не воспринимать армию, как наказание.

Правда, после трагических событий 2014-го года и бегства Януковича, ситуация изменилась. Уже в апреле Верховная Рада рекомендовала и.о. президента Александру Турчинову призыв срочно вернуть, что он и сделал своим указом в мае.

Подобная история не уникальна для Украины. Например, в 2008 году министр обороны Литвы Йозас Олекас подписал приказ о прекращении воинского призыва и переходе армии на профессиональную основу. Тогда литовские СМИ даже писали, что после этого решения в стране остались несколько десятков пунктов призыва, которые пришлось переоборудовать под нужды контрактной армии. Но весной 2015 года правительство Литвы передумало. Тот же Олекас, презентуя литовскому сейму законопроект о возобновлении срочной службы, заявил — этот шаг связан, в первую очередь, с изменившейся геополитической ситуацией. "Вы знаете о событиях в Украине", — подчеркнул министр, уточнив, что армия также была недоукомплектованной. Парламент поддержал документ единогласно, а летом 2016-го его подписала президент Литвы Даля Грибаускайте.

С аналогичной проблемой столкнулась и Швеция. Летом 2009 года парламент страны проголосовал за отмену обязательной службы в армии. Вопрос разделил депутатский корпус — 153 человека поддержали эту идею, а 150 высказались против. После российской агрессии в Украине шведские чиновники начали активно говорить об обороноспособности страны. В законодательном поле идея вернуть призыв сформировалась в 2016 году, а в марте 2017-го воинскую обязанность возобновили. Министр обороны Швеции Петер Хультквист признался — это связано с "агрессией России в отношении Украины", а также участившимися случаями шпионажа и "другими кризисами, в том числе на Ближнем Востоке". Правда шведские СМИ называли и другую причину — граждане страны не горели особым желанием идти в профессиональную армию.

Третий пример — Грузия. Там от обязательной службы отказались летом 2016-го. Это решение вызвало лавину критики в адрес министра обороны Тинатин Хидашели, и Леван Изория, заменивший ее на этом посту, призыв вернул.

Если говорить о ситуации в целом, то за последние 35 лет несколько десятков европейских стран перешли на модель контрактной армии. Канада и Австралия также отказались от призывной армии, в Великобритании последние призывники покинули ряды вооруженных сил в 60-х годах прошлого века, а в США призыв отменили после войны во Вьетнаме. Сегодня среди стран-членов НАТО лишь в шести сохраняется обязательный призыв. Речь идет об Эстонии, Греции, Литве, Норвегии, Турции и Дании. Так, в Дании призывают 18-летних мужчин на 4-месячную службу, в Эстонии мужчины проходят 11-месячную службу, в Греции предусмотрена 8-месячная служба в армии или 12-месячная служба на флоте или в военно-воздушных силах.

Эксперты о переходе украинской армии на контрактные рельсы говорят с осторожным оптимизмом. "Если судить с военной точки зрения, то, безусловно, люди, принимающиеся по контракту — более профессиональны. Но они и дороже. Причем значительно. Второй военный вопрос. С учетом того, какая Россия, даже если мы решим экономический вопрос, а мы его не решим в ближайшие 10-15 лет, все равно нужно будет иметь стратегический резерв. Это значит, что должны быть обученные граждане, которые в случае необходимости призываются", — объяснил корреспонденту Delo.ua генерал-лейтенант в отставке, экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.

Он уточняет, что в экономическом вопросе нужно учитывать не только увеличение зарплат. "Нам вообще нужно сформировать пристойный социальный пакет для военнослужащих. Тот, который есть сейчас, не обеспечивает престиж для необходимого нам количества военнослужащих. То, что заработная плата должна быть минимум на 20% выше, чем средняя зарплата по стране — это одно. Но должно быть предоставление жилья, решение других социальных вопросов — учеба в вузах, работа для жен, детские сады для детей. Одним словом, чтобы армия была трудоспособной на рынке труда. Но пока у нас под боком такая Россия, отказываться полностью от срочной службы — неправильно", — подчеркивает Романенко.

О том, что переход полностью на контрактную армию не будет быстрым, говорит и генерал-полковник, экс-министр обороны Валерий Гелетей. "Конечно, призыв всегда будет дешевле контрактной армии. Но один очень важный нюанс — если мы хотим иметь профессиональную армию, у нас должна быть мотивированная, контрактная армия. У нас должны быть люди, которые сами хотят служить, а не просто отбывать какое-то время, часто непонятно чем занимаясь. Я думаю, если мы заявляем, что хотим создать армию в 250 тысяч военнослужащих, то это реально в пределах 10 лет. Хотя в нынешних условиях отказываться от одного, не создав другого, невозможно. Это должен быть плавный переход с готовностью к вероятным угрозам, которые у нас сегодня есть", — подытожил он.

Илья Требор, специально для Delo.ua