Мнение: Налоговый кодекс не предусматривает новых обязательств по ведению учета для упрощенцев

Для плательщиков единого и фиксированного налогов старые условия учета действуют до внесения изменений в Налоговый кодекс. Поэтому, как считает Оксана Продан, упрощенцы не обязаны вести учет расходов и иметь первичные документы

Принятие Налогового кодекса Украины дало повод подразделениям Государственной налоговой службы в областях проводить  «разъяснительную»  работу с предпринимателями. И хотя налоговики до последнего не могли проинформировать предпринимателей о том, куда перечислять единый налог за февраль в размере 86 гривен (при ставке единого налога 200 грн. согласно постановлению Кабмина от 27 декабря. - ДЕЛО), во многих областях налоговая служба активно объясняет плательщикам единого и фиксированного налогов их новые «обязанности».

При объяснении положений Налогового кодекса предпринимателям говорят, что они якобы должны иметь первичные документы, вести учет не только доходов, но и расходов, выполнять обязанности налогового агента. Все это, как говорят налоговики, предусмотрено Кодексом и тянет за собой финансовые и административные санкции в случае невыполнения.

Все это действительно есть в Налоговом кодексе, но все это не касается упрощенной системы налогообложения.  Ведь заявления Президента и Премьер-министра о сохранении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности  во время акций протеста предпринимателей в прошлом году узаконены подразделом  8 Раздела ХХ Налогового кодекса Украины, где сохранены упрощенная система налогообложения, введенная Указом Президента Украины от 3 июня 1998 года № 727 «Про спрощену систему оподаткування, обліку та звітності суб’єктів малого підприємництва» и Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92 «Про прибутковий податок з громадян»,  до внесения изменений к разделу XIV Налогового кодекса Украины.

То есть, на уровне закона плательщики единого и фиксированного налогов имеют те же обязательства, что и в прошлом году.

 О том, что в прошлом году упрощенцы не должны были вести первичный учет и учет товарных запасов свидетельствует письмо Министерства юстиции Украины от 19.05.10. № 6091-0-4-10-20, предоставленное по моему обращению как Председателя Совета предпринимателей при КМУ в связи с намерениями налоговиков еще тогда привлечь к ответственности упрощенцев за отсутствие учета. Минюст высказался однозначно: плательщики единого налога учета товарных запасов не ведут и отвечать по закону, который их не касается, не могут.

Более того, много лет к предпринимателям не предъявлялись требования по первичным документам и учету товарных запасов, а это значит, что прежде чем увеличивать обязанности предпринимателей по неизменным нормам законодательства, необходимо привлечь к ответственности налоговиков, которые столько лет неправильно трактовали законодательство, но этого нет.

Таким образом, для плательщиков единого и фиксированного налогов старые условия учета действуют до внесения изменений в Налоговый кодекс по упрощенной системе, а это, согласно Налоговому и Бюджетному кодексам, не может быть раньше 01.01.12. И поэтому все новые требования к предпринимателям противоречат и Декрету КМУ, и Указу Президента, и Налоговому кодексу.

Итак, предприниматели на упрощенной системе не должны вести учета расходов и иметь первичные документы.

Оксана Продан, глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця»