Может ли Украина вновь стать ядерным государством

После того как Россия в одностороннем порядке нарушила "Будапештский меморандум", которым совместно с США и Великобританией гарантировала суверенитет и территориальную целостность Украины, в Киеве заговорили о возврате к статусу ядерного государства

Народные депутаты от фракций "Батькивщина" и "УДАР" внесли в Верховную Раду проект закона о денонсации Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года. Его Верховная Рада 16 ноября 1994 приняла с рядом оговорок, среди которых значится, что угроза силой или ее применения против территориальной целостности и неприкосновенности границ или политической независимости Украины со стороны любого ядерного государства, так же, как и применение экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, "будут рассматриваться Украиной как исключительные обстоятельства, которые поставили под угрозу ее высшие интересы". Данный закон вступил в силу после предоставления Украине ядерными государствами гарантий безопасности, оформленных путем подписания 5 декабря 1994 года соответствующего международного договора, более известного, как "Будапештский меморандум".

Однако оккупировав Крым, Россия тем самым нарушила Меморандум. Открывает ли это для Украины путь к статусу ядерной державы?

"Де-факто "Будапештский меморандум", конечно, нарушен одной из сторон — Россией. Но де-юре остается в силе — он не расторгнут. Это немаловажно, так как нарушение Меморандума одной из сторон не снимает обязательств гарантировать безопасность Украины с других его подписантов — США и Великобритании", — поясняет Маркиян Ключковский, партнер ЮБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" в Украине.

Как отмечает Павел Олейник, старший юрист ЮФ Engarde, "Будапештский меморандум" не содержит никаких положений, касающихся возможности прекращения (аннулирования) такого Меморандума, выхода из него, возникновения ответственности (других последствий) за несоблюдение (нарушение) положений Меморандума какой-либо из подписавших его сторон. "Таким образом, исходя из той ситуации, которая сложилась на сегодняшний день, а также формального подхода к положениям Меморандума, пока что довольно сложно судить о нарушении (невыполнении) Россией указанного Меморандума", — сожалеет юрист.

Отдельно стоит обратить внимание на то, какие именно гарантии предоставили подписанты в случае угрозы национальной безопасности Украины — проведение консультации по тому или иному поводу, не более. "Ну не может быть гарантией безопасности обязательства сторон сесть за стол переговоров", — негодует адвокат, управляющий партнер АО "Гарантия" Евгений Огарков.

В свою очередь юристы уверены, что Украина и Запад могут добиться ответственности
России за нарушение "Будапештского меморандума". "Сторона, которая нарушила свои обязательства по международному соглашению должна нести ответственность, под которой понимаются неблагоприятные юридические последствия для государства, совершившего международно-противоправное деяние. В свою очередь в международном праве в соответствии с общей теорией права такие неблагоприятные последствия для государства обозначаются как международно-правовые санкции. Это создает правовые основания для реализации Украиной предусмотренного ст. 51 Устава ООН права на коллективную и индивидуальную самооборону, а также дают право Украине приостановить выполнение своих обязательств по двусторонним договорам с Россией", — поясняет Ирина Сысоенко, партнер, адвокат юридической компании "Бабич, Сысоенко и Партнеры".

Что касается возможности Украины вернуть себе статус ядерной державы, юристы не могут дать однозначного ответа. С одной стороны, в случае неспособности стран-гарантов защитить Украину от агрессии со стороны какого-либо третьего государства, или же со стороны одной из стран-гарантов, у Украины возникнет необходимость в обеспечении собственной безопасности. Одним из вариантов такой безопасности может быть возврат Украины в стан ядерных государств. "Однако, помимо подписания "Будапештского меморандума", Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года. Таким образом, Украина не имеет права ни на приобретение, ни на изготовление ядерного оружия и возвращения ей статуса ядерного государства", — напоминает Евгений Огарков.

Для того, чтобы вернуть себе статус ядерного государства, Украина обязана выйти из участия в международном договоре по установленному этим договором порядке, предусмотренному ст. 10, а именно: "каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком сообщении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы".

"Таким образом, даже при наличии желания у Украины вернуть статус ядерного государства следует учитывать, следующие факторы: момент, когда Украина приобретет право на производство ядерного оружия; возможность Украины произвести ядерное оружие; а также потеря экономического, военного сотрудничества стран-гарантов по Будапештскому меморандуму", — отмечает адвокат, управляющий партнер АО "Гарантия".

По официальным данным, всего Украине "в наследство" от стратегического ядерного арсенала бывшего СССР достались 130 ракет SS-19 и 46 ракет SS-24. В рамках ядерного разоружения страны все 1300 боеголовок с этих ракет демонтированы и вывезены в Россию, откуда после переработки вернулись в Украину в виде топлива для атомных электростанций. Последняя ядерная боеголовка была вывезена из Украины в июле 1996 года.