"Мы хотим вернуть лицензии и наказать виновных" — Алексей Шиян, платежная система "TYME"

Алексей Шиян, директор ООО "Финансовая компания "ОМП-2013"
Алексей Шиян, директор ООО "Финансовая компания "ОМП-2013"
Предоставленной в начале 2018 года статус социально-значимой платежной системе Украины МПС "TYME" уже в июне 2018 года Национальный банк Украины отменил регистрацию и лишил всех лицензий

О том, почему так случилось и как TYME отстаивает сегодня свою правоту в судах Delo.ua расспрашивало директора ООО "ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ "ОМП-2013" (бренд TYME) Алексея Шияна.

Расскажите, как так случилось, что по сути грандиозные планы TYME выйти на международный рынок для работы в сегментах денежных переводов, международных расчетов с фрилансерами, а также стать агрегатором более 50 тысяч международных сервисов и сделать их доступными для украинцев, были резко оборваны одним решением Нацбанка Украины? Компании, которая в I полугодии 2018 года по статистике НБУ занимала 42,78% рынка внутриукраинских денежных переводов.

Формально все началось c заказных статей, которые массово начали появляться в информационном поле в начале февраля 2018 года. Кем-то была поставлена задача начать информационную дискредитацию МПС "TYME". Особого внимания данным нападкам мы тогда не предали, так как реально никаких нарушений украинского законодательства со стороны TYME не было, что ранее подтверждено плановой проверкой НБУ. О том, что вопросов к работе денежных переводов TYME и в целом к МПС TYME у регулятора нет, на запросы журналистов, тогда же официально ответил и сам НБУ. 

Однако, уже в июне 2018 года, получив сомнительное по своей сути письмо от СБУ, НБУ сделал вывод о том, что деятельность МПС "TYME" содержит риски возникновения угроз национальной безопасности Украины и на базе этого письма, без какой-либо проверки платежной системы, заочно отменил регистрации платежной системы, а также лишил компанию всех лицензий. 

Все было сделано в рамках законодательства?

Действующее законодательство Украины не предусматривает, каким именно документом СБУ может подтвердить, что деятельность платежной системы несет риск национальной безопасности Украины. В который раз уже СБУ подтверждает свою сомнительную роль, напрямую принимая участие в бизнес переделе украинского рынка, оставаясь при этом безнаказанной. Но за каждым таким письмом не стоит абстрактное СБУ, за ним стоит чья-то фамилия и конкретные указания, с этим мы и намерены разобраться.

Что конкретно было в этом письме СБУ?

СБУ в своем письме указало, что через одного из участников нерезидентов системы TYME (из Саудовской Аравии) на самом деле пришел перевод из РФ. 

Это действительно было так?

Нет, мы это не подтверждаем, и все это можно было выяснить при назначении внеплановой проверки НБУ. Очень важно отметить, если бы это действительно было и так, — суммарно объем переводов из этой страны по системе TYME в месяц составлял менее 3% от общего числа переводов — то действия СБУ мало того, что не законны, но и смешны. Мировая практика взаимодействия систем денежных переводов предусматривает такие агентские модели, при этом другие участники — нерезиденты регулируются законодательством своей страны и не нарушают его.

Но НБУ должен был видеть статистику по переводам из этой страны, что она ничтожно мала?

НБУ видел статистику по переводам через МПС TYME, поэтому его реакция в виде уничтожения всей платежной системы — уже преступление и, возможно, преднамеренный сговор. В результате с рынка одним росчерком пера должностных лиц НБУ — главы Якова Смолия при участии первого заместителя главы НБУ Екатерины Рожковой и директора департамента лицензирования НБУ Александра Бевза — был убран абсолютный лидер среди платежных систем. 

В результате миллионы украинцев и пользователей нерезидентов утратили доступ к повседневным услугам, компании-партнеры не смогли обеспечить бесперебойную работу своих сервисов, а украинские и международные инвесторы TYME понесли колоссальные убытки, потеряв при этом веру в ведение прозрачного и безопасного бизнеса в Украине.

Вы как-то так подчеркнуто сказали "уничтожения всей платежной системы". А что, у НБУ был выбор в данной ситуации?

Да. По мнению Нацбанка, МПС "TYME" работала через одного из участников-нерезидентов, которого сам же НБУ и согласовал, с запрещенной в Украине платежной системой "Золотая Корона". НБУ мог бы одним своим решением исключить такое финансовое учреждение (участника) из числа участников МПС "TYME" и снять все подозрения относительно его работы в течение одного дня. Но со стороны НБУ не было даже попытки это сделать. Они даже не предупредили нас о возможных мерах воздействия, мы узнали о решении в тот день из СМИ. Также не было попытки провести внеплановую проверку МПС TYME, предполагаем НБУ знал заранее, что проверка не выявит никаких нарушений и поставленная задача по уничтожению компании не будет выполнена, другого объяснения произошедшему мы не видим. То, что не все в порядке в руководстве НБУ, подтверждают и громкие аресты последних дней.

Лицензии, которых лишили "TYME", на какие именно виды деятельности распространялись?

Лицензия на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов.  Генеральная лицензия на осуществление валютных операций для осуществления перевода средств в иностранной валюте.

На то время, когда вас лишили лицензий, каким было количество пользователей "TYME"?

Система насчитывала более 30 млн пользователей различными сервисами TYME в месяц. Примечательно, что показатель количества пользователей системой денежных переводов TYME, из-за которого произошло закрытие компании, составлял существенно ниже, около 200 тысяч пользователей в месяц. То есть это менее 10% от общего количества пользователей платежной системы. И это еще раз подчеркивает предвзятость и заказной характер принятого в НБУ решения.

Сколько всего было участников МПС "TYME"?

До даты отмены регистрации МПС "TYME" и отзыва лицензий участниками МПС "TYME" были зарегистрированы 52 участника (среди них 14 участников нерезидентов). Участниками-резидентами TYME становились крупнейшие игроки Украины, такие как Новая Почта, ПриватБанк, что конечно же послужило серьезным толчком к развитию и росту МПС TYME. Нас выбирали исключительно за высокое качество работы и лучшую компетенцию специалистов на финтех — рынке Украины. Это неоднократно признавали и участники рынка, и сам НБУ, приглашая нашу команду участвовать в реализации своих проектов, таких как E-гривна, например.

То, насколько участники МПС "TYME" соблюдают либо не соблюдают украинское законодательство, в самой МПС "TYME" как-то контролировалось?

Да, на это тратились огромные операционные ресурсы в компании. Работа была организована системно и соответствовала всем требованиям нормативов НБУ. МПС "TYME" официально обращалась ко всем своим участникам на предмет строгого соблюдения украинского законодательства, в том числе невозможности взаимодействия с запрещенными платежными системами и не раз письменно уведомляла об этом НБУ. 

Как вы считаете, кому могло быть выгодно дискредитировать TYME и "похоронить" систему? Мотивы больше политические или экономические?

Исключать экономический фактор мы не можем, так как на момент  закрытия компании в 2018 году TYME значительно оторвалась от всех конкурентов на рынке. Мы не исключаем также фактор большой политики, так как некоторые "блогеры" и СМИ умудрялись приписывать успеху TYME прямое покровительство Порошенко, что конечно было полным абсурдом. Тем не менее, это был предвыборный год и такие упоминания, возможно, были для него токсичны. Но это все домыслы. На данный момент у нас есть фамилии исполнителей в принятии этого решения. С ними мы и намерены разбираться. Все эти фамилии до сих пор при должностях и на своих местах. И очень бы не хотелось, чтобы этот ряд теперь пополнили еще и судьи. Пока можно констатировать — то что случилось с TYME, может сегодня повториться с любой компанией в Украине, к сожалению.

Сам анализ того, какой системой начали пользоваться ваши клиенты после, вы делали? 

Нет, нам это уже было не интересно. 

Иск к НБУ о признании незаконным решение № 164 от 14 июня 2018 года "Об отмене регистрации международной платежной системы TYME", насколько я знаю, вы подали в суд практически сразу. Прошло больше года — но дело, как я понимаю, не особо продвигается в судах…

Рассмотрение дела судом первой инстанции (Окружной административный суд города Киева, судья докладчик Бояринцева М.А., судьи члены коллегии — Шевченко Н.Н., Аверкова В.В. — Delo.ua) подготавливалось долго. Судья Марина Бояринцева  затягивала его как могла –  по причинам болезни, отпуска, но особо "доставило", что суд в течение почти трёх месяцев проверял зачисление в свой адрес судебной пошлины, отправив запрос в Казначейство. Видимо, они, как и вся страна, ждали выборов президента. Как это связано, мы не понимаем, но догадываемся. 

А само судебное заседание как проходило?

Судебные заседания были закрытыми, дело рассматривали три судьи, которые в конечном итоге не приняли во внимание многочисленные доводы истца. Вся позиция суда сводится к тому, что НБУ на основании прописанного им же нормативного акта определил для себя полномочия отменять регистрацию платежной системы,  а также определять полномочия для СБУ в части получения документов, которые бы подтверждали наличие рисков для национальной безопасности в деятельности платежной системы.

Что, по вашему мнению, судом не было учтено?

Судом, в частности, были не учтены доводы платежной системы о том, что действия регулятора должны быть прогнозируемыми, применимые меры влияния — адекватным правонарушениям, которые не признаются платежной системой. Суд проигнорировал приведенную платежной системой практику Европейского суда по правам человека, не дал оценку адекватности мер, принятых НБУ в отношении МПС TYME, а также не принял во внимание экспертные заключения украинских ученных, сославшись на то, что суды не обязаны давать детальных ответов на каждый аргумент, мотивируя это тем, что сторона, которая не удовлетворена решением суда, имеет возможность обжаловать и получить пересмотр решения в суде высшей инстанции.

Также хотелось бы особо отметить, что суд не изучил ключевой вопрос рисков в деятельности платежной системы для национальной безопасности: какие они? В чем они проявляются? Какие негативные последствия несут для страны, основными донорами поступления средств которой являются заробитчане. То есть, фактически, суд первой инстанции решил не брать на себя ответственность и "отфутболил" платежную систему за получением решения спора в суд, с более компетентными судьями. Встает справедливый вопрос о профессиональной компетенции данного судейского состава и персонально судьи Бояринцевой М.А.

То есть, я правильно понимаю, сейчас дело МПС "TYME" рассматривает Апелляционный суд?

По состоянию на сейчас подана апелляционная жалоба. МПС "TYME" принципиально пойдет до конца в рассмотрении этого вопроса и наказанию всех виновных. 

Cвои шансы на выигрыш в Апелляционном суде вы как оцениваете? 

Мы надеемся, что судьи и их помощники изучат материалы дела. Мы верим, что реформированный Верховный суд, в котором на сегодня представлены выходцы из бизнеса, сможет разобраться до мелочей в сути спора и принять нашу сторону.

Но, почему все-таки суды? Не проще было зарегистрировать платежную систему под новым названием? 

Нет, не проще. В украинских реалиях на то, чтобы повторить успех TYME, может уйти лет 10 как минимум.

Тем не менее — сейчас услуги трансграничных переводов предоставляют 8 систем перевода средств. В случае, если TYME будет возобновлена регистрация, за счет чего собираетесь выигрывать конкуренцию с ними? Могут ли стать переводы TYME самыми дешевыми и самыми быстрыми? Вернуть лидерство сможете?

Пока основной фокус для нас — наказать виновных в суде и защитить свою репутацию. Мы уже доказали, что способны построить эффективный бизнес в Украине и стать лидерами. Однако, в полном объёме восстановить TYME практически невозможно, суд — это скорее уже вопрос принципа.

Но все-таки, сколько времени может понадобиться на то, чтобы наладить разорванное сотрудничество с теми финансовыми учреждениями, с которыми вы ранее работали? 

Это вопрос инвестиционного климата в стране, наш кейс — серьезный удар по репутации Украины. Мы очень рассчитываем, что с приходом господина Зеленского, все будет меняться в лучшую сторону. Пока все идет очень медленно, но мы не теряем надежды на изменения. 

Беседовала Анастасия Милованова