Для наполнения бюджета ГНАУ увеличили нагрузку в полтора раза

Чтобы выполнить планы по налоговым поступлениям, заложенным в бюджет 2010 года, в оставшиеся 8 месяцев Налоговой предстоит собрать 164 млрд. грн. Это на 42,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года

президент Украины подписал Закон «О государственном бюджете Украины на 2010 год». Бюджет-2010 уже занял место в украинской истории как наиболее быстро принятый главный финансовый документ страны. Так, с того момента как депутаты в первый раз увидели проект бюджета, и до того как 245 народных избранников за него проголосовали, прошло менее четырех дней. При этом бюджет-2010 не то что не обсуждался, нардепы перед голосованием даже не были ознакомлены с правками, которые внес бюджетный комитет парламента. Еще через два дня документ был подписан президентом. Таким образом, правительству удалось сдержать свое обещание, и Украина уходит на майские праздники с бюджетом, при этом его показатели целиком удовлетворяют МВФ (дефицит — 5,3% от ВВП).

Вместе с тем большинство экспертов считают, что выполнить принятый закон правительству будет намного труднее, чем было добиться его принятия лояльной Верховной Радой. Главной головной болью Кабмина станет выполнение доходной части бюджета, в первую очередь это касается налоговых поступлений. Согласно госбюджету-2010, общий размер налоговых платежей и сборов должен составить 202 млрд. грн. (это 75% от всей доходной части госбюджета).

Добрать 54 млрд. грн.

Если сравнивать эти цифры с планами по сбору налогов, которые перед собой ставило правительство Тимошенко на 2009 год, то они выглядят вполне реалистично и всего на 14,1% больше (177,4 млрд. грн.). А с учетом прогнозируемого уровня инфляции (13,1%) и реального роста ВВП (3,7%) получается чуть ли не ослабление налогового давления на бизнес. Но если сравнить объемы запланированных новым правительством налоговых поступлений с фактическими показателями 2009 года, все выглядит не так уж и радужно, скорее даже наоборот. Так, согласно опубликованным Минфином на этой неделе данным, в прошлом году сумма налоговых поступлений составила 148 млрд. грн., а это значит, что правительство собирается за 2010 год собрать налогов на 54 млрд. грн., или 36,5% больше, чем годом ранее. Такое стремительное увеличение поступлений в казну уже мало кому кажется выполнимым. «По моим оценкам, дефицит от налоговых поступлений в 2010 году может составить около 25 млрд. грн.», — говорит бывший и.о. министра финансов Игорь Уманский.

Усложняет ситуацию и то обстоятельство, что сейчас уже далеко не начало года и для выполнения годичного плана увеличение налоговых поступлений в оставшиеся восемь месяцев должно быть еще более значительным. Согласно данным Минфина, в I квартале 2010 года налоги принесли в казну 38,1 млрд. грн., это всего на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. То есть для того чтобы достигнуть заложенных в бюджете показателей, в апреле-декабре этого года нужно собрать налогов в среднем на 42,5% больше, чем годом ранее. По информации источника «ДЕЛА» в Государственной налоговой администрации, план по сбору налогов на II квартал 2010 года превышает результаты годичной давности на 100%, в абсолютных цифрах это почти 65 млрд. грн. «За один-два месяца увеличить налоговые поступления почти в два раза нет возможности даже теоретически, на практике это сделать еще сложнее. И даже если правительство, например, на деле начнет бороться с «налоговыми ямами», реальные деньги от этого в бюджете появятся не раньше, чем через два-три года, так как процедура по времени очень длительная», — считает народный депутат и бывший заместитель главы ГНАУ Сергей Власенко.

Собрать во что бы то ни стало

Правительство Азарова не стало проявлять оригинальность в вопросах наполнения казны и сделало основную ставку на улучшение качества сбора налогов. «По трем основным бюджетообразующим налогам (НДС, на доходы физлиц и прибыль предприятий) ставки повышать не планируют, а хотят увеличить объем сборов за счет улучшения администрирования. С моей точки зрения, это трудновыполнимая задача, так как прошлое правительство также очень нуждалось в деньгах и проводило жесткую политику администрирования налогов», — объясняет старший экономист компании Astrum Investment Management Алексей Блинов.

Впрочем, Кабмин Азарова хочет повысить эффективность сбора налогов не только с помощью проведения разъяснительной работы. Правительство пытается внести изменения в законодательство, которые существенно расширят инструментарий по сбору налогов и сделают налоговую администрацию еще более могущественным госорганом. В изменениях к закону предлагается делегировать ей полномочия по получению банковской тайны (информация о счетах, объеме и обращении средств на счетах налогоплательщиков). ГНАУ также может быть наделена правом подавать в суды на юрлиц и рядом других полномочий.

Другим проектом закона (№6337, зарегистрирован в парламенте 26 апреля) предлагается изменить правила администрирования ряда ключевых налогов. Например, запретить предприятиям учитывать при начислении налога на прибыль убытки прошлых периодов в размере, превышающем 20%. Также вносятся изменения в перечень документов и механизм начисления возмещения НДС. В результате этих и других мер поступления от налога на прибыль и НДС должны увеличиться в 2010-м на 11,4 млрд. грн.

Основные налоговые «спонсоры» — ФПГ

Насколько эффективными будут эти меры, эксперты однозначно сказать не могут. «Учитывая прошлогоднюю динамику поступлений НДС, высок риск того, что фактические доходы вновь окажутся меньше запланированных, что обусловит более значительный дефицит бюджета», — полагает аналитик инвесткомпании «Ренессанс Капитал Украина» Анастасия Головач. Исполнительный директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук придерживается иного мнения: «Налоговая база для НДС и налога на прибыль определяется субъективно самими предпринимателями. НДС — с помощью налогового кредита, прибыль — с помощью завышения расходов. Поэтому если налоговая будет проводить «эффективную» разъяснительную работу, можно будет дособрать значительные средства». В одном эксперты солидарны: основная часть налоговых платежей, которые попытается привлечь правительство, ляжет на крупные предприятия. «Правительство, конечно, будет пытаться повысить нагрузку на малый и средний бизнес, но 2/3 от общей суммы налогов платят несколько сотен крупных предприятий. Поэтому бюджет будет вытягивать крупный бизнес», — констатирует Боярчук.

Игорь Уманский придерживается аналогичного мнения. «Наибольшие по масштабам уклонение и оптимизацию налогообложения проводят финансово-промышленные группы, поэтому именно с этого сегмента Кабмину будет легче выжать дополнительные средства», — считает бывший и.о. министра. Вместе с тем Уманский не исключает, что правительство будет проводить работу по сокращению сфер деятельности, где можно использовать упрощенную систему налогообложения. Однако, по его мнению, Кабмину вряд ли удастся провести повышение ставок единого налога до конца 2010 года.

Мнение эксперта

Реально ли ГНАУ выполнить планы по наполнению бюджета заложенные в бюджете на 2010 год?


Марьян Заблоцкий
аналитик «Эрсте Банк»


Доходная часть бюджета выросла на прогнозированный уровень инфляции и ВВП. Это практически означает, что дефицит предыдущего года переходит в 2010 год; но так как в бюджете заложено повышение налогов и лучшее администрирование их сборов, мы вполне можем ожидать выполнение задекларированного показателя дефицита бюджета.

Правительство имеет самый больший потенциал для улучшения администрирования сборов налогов в Европе. Это связано с тем, что уровень тенизации украинской экономики является самым высоким среди европейских стран. По разным оценкам показатель тенизации национальной экономики составляет от 30% до 55%.

С началом кризиса мы увидели как целый ряд стран Европы активно взялись за улучшение администрирования сборов налогов и налоговой амнистии, и результаты этих кампаний имели большой успех. Также часто были случаи, когда правительства европейских стран не один раз пролонгировали действие программ налоговой амнистии в связи с неожиданно высоким притоком средств.

Фактором, который пока может вызывать некоторые сомнения является  структура выполнения бюджета предыдущего года. Предыдущий бюджет был насыщен неналоговыми поступлениями. Кроме этого мы были свидетелями скрытия некоторой информации, например, относительно казначейского счета, зачисления части кредита МВФ в доходы, не возмещения НДС и т.д. Это вызывает некоторые опасения остались ли скрытые дефициты в новом бюджете от бюджета 2009.