Обзор предпринимательского законодательства (8 -14 ноября)

Редакция Всеукраинского бухгалтерского еженедельного журнала "Баланс" подготовила аналитический обзор важнейших изменений в предпринимательском законодательстве за 8 – 14 ноября 2010 года

C 01.01.11 г. отчитываемся в ПФУ по новому Порядку

Порядком предусмотрено, что Отчет в органы ПФУ подается в полном объеме лично физлицом, страхователем или ответственным лицом физлица или страхователя по месту взятия на учет в органах Пенсионного фонда. Отчет, посланный по почте, не считается поданным.

Отчет подается одним из способов:

- в электронной форме с использованием ЭЦП через центр обработки электронных отчетов согласно Порядку, утвержденному постановлением правления ПФУ от 19.04.07 г. № 7-7 (отчет на бумажных носителях не подается);
- на бумажных носителях, заверенных  подписью  руководителя/страхователя и скрепленных печатью (при наличии), вместе с электронной формой на электронных носителях информации; электронная форма отчета формируется  страхователем с использованием специализированного программного обеспечения, актуальные версии которого  бесплатно предоставляются в органе Пенсионного фонда по месту взятия на учет и размещены на официальном сайте ПФУ.
- на бумажных  носителях, если у страхователя количество застрахованных лиц не больше пяти; бумажный отчет подается в печатном виде или заполняется на украинском языке печатными буквами без помарок и исправлений шариковой ручкой синими или черными чернилами. В случае незаполнения той или иной строки отчета из-за отсутствия операции эта строка прочеркивается.

На бумажных носителях отчет формируется в двух экземплярах и подается страхователем в орган Пенсионного фонда по месту взятия его на учет.

Лица, которые на основании пункта 3 статьи 24 Закона от 09.07.03 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", осуществляют доплату до минимального страхового взноса, с 01.01.11 г. будут формировать сами за себя отчет и подавать его в течение одного календарного месяца после осуществления доплаты.

Постановление правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2 вступит в силу с 01.01.11 г.

Как известно, с 1 января 2011 года вступает в силу Закон от 08.07.10 г. № 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”. Которым определено, что с 01.01.11 г. единым социальным взносом заменяют все действующие на данный момент соцвзносы.  Размер единого взноса зависит от класса профессионального риска производства предприятия и составляет от 36,76 % до 47,7 %, а для бюджетных учреждений взнос установлен в размере 36,3 % определенной базы начисления.

Редакция "БАЛАНС" готовит спецвыпуск по единому социальному взносу, куда войдут нормативные документы и комментарии специалистов. Спецвыпуск "БАЛАНС", 2010, № 99 выйдет из печати 13.12.10 г.

Налоговый кодекс готов ко второму чтению

Документ предусматривает, что к общегосударственным относятся следующие налоги и сборы: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины; рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добывающиеся в Украине; плата за пользование недрами; плата за землю; сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины; сбор за специальное использование воды; сбор за специальное использование лесных ресурсов; фиксированный сельскохозяйственный налог; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (применяется до 31 декабря 2014 года); пошлина; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерационными установками; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

К местным налогам, согласно проекту, относятся: налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, единый налог, а к местным сборам — сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности; сбор за места для парковки транспортных средств; туристический сбор. Местные советы обязательно устанавливают налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, единый налог и сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности.

Законопроект содержит также нормы о специальных налоговых режимах (система мер, устанавливающая особый порядок налогообложения отдельных категорий субъектов хозяйственной деятельности).

Согласно проекту запрещается исключение оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством в пределах расследования уголовного дела.

Проект предлагает установить требования о регистрации лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость. Таким образом, в случае, если общая сумма от проведения операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению (согласно разделу о НДС), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних двенадцати календарных месяцев, в совокупности превышает 300 000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 183 раздела о НДС, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.

Проект Налогового кодекса содержит нормы об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности субъектов малого предпринимательства.

В частности, предусмотрено, что плательщиками налога являются физические лица предприниматели, которые в течение календарного года, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, соответствуют совокупности следующих критериев:

- количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 4 лица (включая членов семей таких физических лиц);
- объем дохода не превышает 600 000 гривен при условии применения при проведении расчетных операций в наличной и/или безналичной форме зарегистрированных, опломбированных в установленном порядке и переведенных в фискальный режим работы регистраторов расчетных операций или 300 000 гривен без применения таких РРО.
Упрощенная система налогообложения не распространяется на физических лиц - предпринимателей, осуществляющих:
- деятельность в сфере развлечений, определенную в подпункте 14.1.47 пункта 14.1 статьи 14 раздела I;
- производство и розничную продажу подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива);
- производство и розничную продажу горюче-смазочных материалов;
- добычу, производство и другие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе органогенного образования, подлежащими лицензированию в соответствии с Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности";
- добычу и реализацию полезных ископаемых;
- финансовую деятельность;
- операции с недвижимым имуществом, в том числе по предоставлению в аренду/субаренду торговых мест и оказанию иных услуг на рынках и/или на торговых объектах;
-оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;
- деятельность по оказанию услуг в сфере телевидения и радиовещания в соответствии с Законом "О телевидении и радиовещании";
- деятельность в сфере наземного, водного, авиационного транспорта, оказания дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций (кроме деятельности такси, деятельности нерегулярного пассажирского транспорта и деятельности автомобильного грузового транспорта);
- внешнеэкономическую деятельность, кроме экспорта программного обеспечения и услуг по отдаленной поддержке программ и оборудования, разработки поставки и обновления программного обеспечения, оказание услуг в сфере информатизации;
- деятельность по оказанию услуг почты и связи;
- деятельность по проведению расследований и обеспечению безопасности;
- деятельность в сфере права;
- деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита;
- деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии;
- деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- деятельность по управлению предприятиями, вспомогательную деятельность в сфере государственного управления;
- рекламную деятельность;
- технические испытания и исследования;
- подбор персонала и обеспечение персоналом;
- деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) произведениями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
- розничную торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанными и необработанными драгоценными камнями;
- розничную торговлю через сеть Интернет;
- розничную торговлю через торговые автоматы.

Ставки налога устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами (далее в этой статье — органы местного самоуправления) в зависимости от вида хозяйственной деятельности с учетом календарного месяца в пределах:

- на территории населенных пунктов с численностью населения более 500 тыс. лиц — от 20 до 600 гривен;
- на территории населенных пунктов с численностью населения от 150 до 500 тыс. лиц — от 20 до 400 гривен;
- на территории других населенных пунктов — от 20 до 200 гривен.

Для физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере информатизации, ставка налога устанавливается в размере 1000 гривен с учетом календарного месяца.

По материалам ВР Украины.

Добровольная уплата и взыскание финансовых санкций

Отмечено, что за нарушение налогоплательщиком норм законодательных актов Украины он должен уплатить сумму штрафной (финансовой) санкции, примененной органами ГНС. В случае неуплаты в добровольном порядке сумм штрафных (финансовых) санкций в установленные сроки, органами ГНС осуществляется их взыскание исключительно в судебном порядке.

Т.е. структурные подразделения органов ГНС, принявшие решение о применении штрафных (финансовых) санкций, собирают соответствующий пакет документов и на протяжении 10 дней со дня истечения предельного срока уплаты налогоплательщиком штрафных (финансовых) санкций (независимо от обжалования такого решения в административном и/или судебном порядке) передают его в юридическое подразделение органа ГНС для подготовки и подачи в суд искового заявления о взыскании задолженности.

Приказ ГНАУ от 15.10.10 г. № 791 вступил в силу со дня принятия.

Напомним, что в соответствии с Законом  от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" налоговый долг (недоимка) - это  налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком либо согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства.

Операции с безнадежной задолженностью

Отметим, что непогашенная задолженность может стать безнадежной, и зачастую по причине истечения срока исковой давности. Безнадежная – значит, без надежды на погашение.

Исковая давность – это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 Гражданского кодекса). Общий срок исковой давности (то есть срок, применяемый ко всем правоотношениям, за исключением тех, для которых установлена специальная исковая давность) составляет 3 года.

Минфин лишили права изменять размер платы за марки акцизного сбора

Постановление КМУ от 10.11.10 г. № 1039 вступит в силу со дня официального опубликования.

Отметим, что на данный момент плата за одну акцизную марку алкогольных напитков составляет 0,103 грн., а для табачных изделий - 0,055 грн.

Отменено лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности

Закон предусматривает отмену лицензирования целого ряда видов хозяйственной деятельности, в числе которых:
- выполнение топографо-геодезических, картографических работ;
- турагентская деятельность;
- деятельность таможенного перевозчика;
- поиск (разведка) полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых из месторождений общегосударственного значения;
- производство драгоценных металлов и камней, полудрагоценных камней;
- производство пестицидов и агрохимикатов - регуляторов роста клеток;
- производство, использование, эксплуатация, ввоз, вывоз криптосистем и средств криптографической защиты информации;
- дезинфекционные работы;
- авиационно-химические работы;
- физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность;
- пересылка почтовых переводов, писем, бандеролей и посылок до 30 кг;
- изготовление косметической продукции с использованием спирта этилового;
- деятельность по обработке, хранению и защите информации, составляющей кредитную историю;
- производство и хранение жидкого топлива из биомассы и биогаза.

Закон Украины от 19.10.10 г. № 2608-VI вступит в силу со дня опубликования, кроме некоторых положений.

Что является подтверждением принятия электронной налоговой отчетности?

Налогоплательщику посылаются:

– первая квитанция, которая является подтверждением передачи налоговых документов в электронном виде в орган ГНС средствами телекоммуникационной связи;
– вторая квитанция является подтверждением принятия налоговых документов в базу данных ГНС. Во второй квитанции указываются реквизиты принятого налогового документа в электронной форме, соответствие налогового документа в электронной форме утвержденному формату (стандарту) электронного документа, результаты проверки ЭЦП, информация о налогоплательщике, дата и время принятия, регистрационный номер, налоговый период, за который подается налоговая отчетность, и данные об отправителе квитанции. На эту квитанцию налагается ЭЦП органа ГНС, осуществляется ее шифровка и отправка налогоплательщику средствами телекоммуникационной связи.

Если отправленные налоговые документы составлены с ошибкой, то налогоплательщику посылается вторая квитанция в электронном виде в текстовом формате о непринятии налоговых документов в электронном виде с указанием причин. На эту квитанцию также налагается ЭЦП органа ГНС, осуществляется ее шифровка и отправка налогоплательщику средствами телекоммуникационной связи.

При этом датой и временем предоставления налогового документа в электронном виде в органы ГНС является дата и время, зафиксированные в первой квитанции.

По материалам сайта ГНА в Днепропетровской области.

Напомним, что ГНАУ в письме от 30.07.10 г. № 5187/Н/28-8015 дано разъяснение в форме вопрос-ответ относительно некоторых проблемных вопросов приема и обработки электронной налоговой отчетности.

Обзор подготовлен редакцией Всеукраинского бухгалтерского журнала "Баланс"