- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Финансы
- Дата публикации
ОМС в Украине закончилось, не начинаясь
Как это работает в Европе
Опыт стран, в которых все граждане являются участниками обязательной системы страхования, показывает, что ОМС позволяет построить качественно финансируемую медицинскую отрасль, воспользоваться услугами которой в случае необходимости может любой гражданин, независимо от наличия у него средств в момент возникновения проблемы — пишет "ТОП-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".
К примеру, в Германии в систему ОМС включены все граждане, не имеющие частной страховки (существуют специальные исключения для безработных и инвалидов, а также работодатель оплачивает часть страховки своих сотрудников). По данным ежегодного Статистического бюллетеня по страхованию в Германии, в 2013 году соотношение фондов ОМС к частным страховщикам составило 89% к 11%. Общий доход обязательного страхования — 195,6 млрд евро, из которых 182,2 млрд. евро — взносы участников. А общий расход составляет 194,5 млрд евро, из которых выплаты страховых случаев достигают 182,8 млрд евро. Данные за 2014 год пока не опубликованы.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaКомпании, предоставляющие услуги обязательного страхования, конкурируют между собой пакетами дополнительных услуг и наборами немедицинских дополнений. После реформы системы здравоохранения в 2009 году немецким компаниям, работающим в системе ОМС, разрешили помимо базового набора страховок предлагать индивидуальные дополнения, а также адаптировать обязательные страховки к личным нуждам граждан, что сделало систему коммерчески привлекательной — потребителю проще и дешевле докупить дополнительные услуги в компании, где он уже застрахован.
Основное их отличие от частных страховщиков — это равные условия для пожилых, инвалидов, людей с хроническими заболеваниями и других социальных групп, требующих особого внимания.
Как это планировали в Украине
На этапе разработки реформы здравоохранения все признавали плачевное состояние отрасли и необходимость высокого и стабильного финансирования, однако выделение из бюджета дополнительных средств сочли нерациональным, да и невозможным. Именно тогда была предложена идея создания Фонда медицинского страхования — государственного учреждения, которое постепенно должно было стать самостоятельным, а впоследствии перейти в управление не только государства, но и профсоюзов и объединений работодателей.
Наполнение Фонда планировалось за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, а также дополнительных страховых отчислений граждан. Как видим, страховые компании не планировалось включать в процесс на данном этапе. Хотя их опыт развития страховой медицины в украинских реалиях пригодился бы государству.
Однако реформирование системы здравоохранения в Украине не было завершено в связи с событиями последнего года. Теперь готовится новая реформа, в которой ставка делается в первую очередь на борьбу с коррупцией и теневыми тендерами по госзакупке лекарств, развитие первичной медико-санитарной помощи и реформирование системы финансирования медицинской сферы. Вопросы финансирования, а с ними и создание Фонда, ушли на третье место, что в целом логично: эффективное финансирование на фоне развитой коррупции существовать не может.
Что нам нужно для ОМС?
В украинских реалиях для развития любой системы в масштабе страны чаще всего не хватает одних и тех же факторов — законодательной базы, четких и прозрачных правил игры, возможности проследить, куда идет финансирование, а также привлечь к ответу виновных, если оно пошло "не туда". "Для профессионального внедрения работающей системы ОМС необходимо прежде всего разработать и внедрить единые стандарты и протоколы лечения, систему взаимодействия больниц/поликлиник и страховых компаний, единую систему калькуляции себестоимости услуг, — считает Роман Маленко, председатель правления страховой компании "Саламандра-Украина". — Даже если рассматривать вопрос реализации ОМС через организацию отдельного государственного фонда, то ему также нужны стандарты и система — а этого пока нет. В первую очередь нужно решить вышеупомянутые вопросы, и на это нужно время".
Также для развития системы необходима всеобъемлющая IT-инфраструктура. Степень ее наполненности данными пациентов может варьироваться, но без нее невозможно даже просто идентифицировать больного и получить информацию о предыдущих взаимодействиях с системой, что открывает широкие возможности для мошенничества. Крайне проблематично обеспечить оперативный доступ ко всей истории болезни пациента, если информация разных больниц и поликлиник не будет аккумулироваться в единой базе данных хотя бы на уровне региона.
Создание единых электронных медицинских карт украинцев было анонсировано в 2012 году, вместе с самой реформой здравоохранения. С этим вопросом связаны и этические нюансы касательно сохранения медицинской тайны, которые также требуют законодательного урегулирования (например, операторы базы данных, имеющие доступ к информации о пациентах, вряд ли будут лечащими врачами), и инфраструктурно-финансовые.
Тут весьма показателен опыт Великобритании. Проект Connecting for Health был запущен в 2004 году и за 10 лет обошелся английскому бюджету (по сути — налогоплательщикам) в 14 млрд. фунтов стерлингов по состоянию на начало 2014 года. Плановый срок завершения проекта был перенесен с 2010 на 2015 год, но судя по комментариям в прессе, британцы сомневаются в реальности и этого срока. Более всего запуск проекта тормозит личностный фактор — противодействие со стороны медиков, а также невозможность стандартизованных внедрений в медицинских организациях. В данный момент проект частично остановлен, однако часть его продолжает развиваться — дорого и неэффективно. В Британии даже звучат призывы закрыть Connecting for Health, несмотря на затраченные средства, и порекомендовать гражданам хранить свои медицинские истории в Google Health, Microsoft Health Vault или в любой другой выбранной ими системе.
Совершенно очевидно, что Украина не обладает финансовыми возможностями Великобритании, поэтому IT-инфраструктура необходима относительно недорогая, простая в управлении и внедрении, а также максимально исключающая влияние человеческого фактора. Пока что ничего подходящего под это описание предложено не было.
Немаловажен и вопрос отношения украинцев к системе всеобщего страхования. На данном этапе доверие к потенциальному ОМС крайне низкое, как и ко всей страховой системе в целом. И по причине отсутствия страховой культуры, и на фоне невысокого уровня развития рынка медицинского страхования в целом. Представители рынка считают, что отсрочка внедрения ОМС пойдет ему на пользу: "ДМС развивается, страховщики своими силами ежедневно формируют положительное отношение и имидж медстрахования. Рынок только выиграет, если внедрение ОМС будет отложено на время разработки вышеуказанных стандартов", — отмечает Роман Маленко.
Перспективы?
Если смотреть на ситуацию реалистично, то в течение трех-пяти лет создание эффективно функционирующего Фонда медицинского страхования Украину не ждет. Пока не закрыт вопрос с коррупцией и схемами, очередь не дойдет даже до методологии. Что, впрочем, не исключает, что фонд все же будет создан в ближайшие два года. Какие задачи он сможет решать в таком случае, сложно предугадать. Если реформы пойдут заявленными темпами — возможно, он и сможет себя оправдать. В противном случае эта организация станет еще одной братской могилой собранных средств и доверия украинцев.