"Особый статус" Донбасса будет зависеть от состава коалиции — эксперты

Эксперты пояснили, почему проголосованные вчера изменения в Конституцию не обеспечивают Донбассу особого статуса и какие слабые места документа могут сыграть против Украины

В четверг, 16 июля народные депутаты приняли постановление о направлении в Конституционный суд законопроекта об изменении Конституции в части децентрализации. Дискуссии парламентариев вызвала норма об "особом статусе" Донбасса, которую учли в документе. Чтобы убедить депутатов, в парламент перед голосованием прибыл президент Петр Порошенко, члены Кабмина и гости из США — посол в Украине Джеффри Пайетт и заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд.

Визит Нуланд вчера сопровождался интригой — по словам нардепов, она провела встречу с рядом парламентариев, во время которой настоятельно уговаривала их отдать голоса за изменения в Конституцию именно с "особым статусом" Донбасса, как того требуют Минские соглашения. Некоторые депутаты даже пожаловались на давление "иностранных посольств" в этом вопросе. В связи с этим, основной вопрос, который вчера возник — почему и для чего было столь важным для США появление упоминания об "особом статусе" в проекте изменений в Конституцию? Стоит отметить, что нардепы поднимали вопрос о том, что таким образом Украина выполняет Минские соглашения в одностороннем порядке.

Эксперты утверждают, что начавшаяся перед и после голосования паника совершенно необоснованная, поскольку само упоминание об "особом статусе" не несет никаких угроз и не сужает полномочия центральной власти на Донбассе. Принятым документом депутаты дополнили раздел XV Конституции Украины "Переходные положения" пунктом 18: "Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".

Глава Правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко пояснил, что парламент на основе этой нормы лишь будет иметь право устанавливать в этом законе особенности для местного самоуправления в отдельных районах. Как пример, можно привести два закона, которые действуют по этой схеме (определяют особенности управления) — "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" принятый 16 сентября прошлого года и закон о военно-гражданских администрациях.

Единственная угроза лежит в том, какое наполнение будут нести законы, устанавливающие особенности местного самоуправления. "Есть опасность того, что украинская власть может голосованием отдать населенный пункт террористам. Но может, также и забрать, после его освобождения. Также украинская власть может влиять на Россию, сужая и ограничивая полномочия террористов", — рассказал аналитик Центра.UA Валентин Красноперов.

Эксперты сходятся во мнении, что безопасность этого изменения в Конституцию зависит от парламента, а как отметил Красноперов, "сегодня одна коалиция, а завтра другая".

Принятие изменений в такой формулировке объясняется тем, что Украина подошла к вопросу с долей хитрости, пытаясь показать, что выполнила свою часть минских договоренностей, но суть этого выполнения в тексте прямо не прописана, что дает возможность для дальнейших маневров. "Украина показывает, что делает больше России в плане выполнения минских договоренностей, а с другой стороны — не дает вмонтировать "ДНР/ЛНР" в свою систему", — пояснил Красноперов.

Кроме того, Колиушко отметил, что это только начало процесса, который может оказаться долгим, поскольку согласно процедуре, после рассмотрения Конституционным судом Рада будет иметь право обсуждать принятый проект постановления и вносить в него изменения и если парламент примет изменения — его должны будут снова направить в Конституционный суд.