Первый национальный был самым честным телеканалом на выборах — эксперты

Эксперты "Телекритики" провели исследование, в котором выяснили, какой телеканал пиарил больше всего определенных кандидатов в депутаты

За два месяца избирательной кампании (сентябрь-октябрь) среди телеканалов лидерами по количеству "джинсы" стали "Интер" и "Украина". Об этом свидетельствует исследование, проведенное общественной организацией "Телекритика".

Так, эксперты заметили, что в "джинсовых" дайджестах "Интера" преобладает пиар "Оппозиционного блока", кандидатом от которого является один из собственников канала Сергей Левочкин.Также наиболее активно "Подробности" пиарили Юрия Бойко, Нестора Шуфрича и Александра Вилкула. На протяжении этих двух месяцев на канале выходили заказные материалы в пользу "Сильной Украины", " Батькивщины", "Заступа", "Гражданской позиции", "Блока Петра Порошенко" и "Радикальной партии". В ряде сюжетов журналисты озвучивали обвинения в адрес Игоря Коломойского (выпуски от 13 и 16 октября). С 15 октября в эфире появились материалы против "Самопомощи", при этом сюжеты вышли с нарушением баланса мнений, оценочными суждениями и обвинениями политиков этой партии в нарушениях законодательства, без указания точки зрения правоохранителей.

В свою очередь телеканал "Украина" ежедневно восхвалял благотворительность своего владельца Рината Ахметова (напрямую или через пиар его структур — Фонда "Развитие Украины" и ДТЭК). Кроме того, в "Событиях" появлялись заказные материалы в пользу "Батькивщины", "Гражданской позиции", "Сильной Украины", КПУ, "Блока Петра Порошенко" и "Радикальной партии".

Для политической агитации на этом канале также было использовано приглашение гостей в студию — таким образом Вилкул получил семь минут для незаконной агитации в рамках выпуска новостей. Подобную "фору" получили также Юрий Бойко и Андрей Черкасов (оба из "Оппозиционного блока"), Юлий Мамчур (БПП) и Остап Семерак ("Народный фронт"). На канале имела место критика Коломойского — 16 октября канал выпустил несколько таких сюжетов. Также в "Событиях" появился заказной материал против кандидата от "Самопомощи" Семена Семенченка.

В свою очередь "1+1" практически ежедневно выдавал в эфир негативные сюжеты про Олега Ляшко и кандидатов от его политсилы. Глава "Телекритики" Наталья Лигачева отметила, что в этих материалах зачастую использовались оценочные суждения, которые невозможно проверить, нарушался баланс мнений. В эфире ТСН также появлялись сюжеты в пользу протеже Игоря Коломойского экс-регионала Виталия Грушевского и корпоративная "джинса" в пользу ПриватБанка.

Эти медиаресурсы размещали в своих новостях материалы о партиях и блоках, в которых давали слово их представителям для пиара своих политсил путем неаргументированной критики действующей власти или политических оппонентов. По словам Лигачевой, чаще всего политический пиар камуфлировали под обзоры предвыборных событий.

Кроме вышеперечисленных каналов предвыборные заказные материалы отмечены и на ICTV. Телеканал, по словам экспертов, систематически занимался "семейной" джинсой. Также замечена скрытая политическая теклама от "Свободы", "Сильной Украины", "Заступа", "Блока Петра Порошенко", "Батькивщины" и "Оппозиционного блока". Также единожды был замечен пиар "Самопомощи", когда рассказывалось об успехе Львова с использованием синхрона мэра города и лидера этой политсилы Андрея Садового.

В свою очередь "Народный фронт" Арсения Яценюка активно пропиарился на СТБ, например, 7 октября в "Викнах" канал без очевидных причин показал пять синхронов премьера. Также на канале показали себя "Оппозиционный блок", "Гражданская позиция", "Сильная Украина" и "Батькивщина".

Также эксперты отметили, что наиболее сбалансированными и "чистыми" в предвыборный период стали новости на "Первом национальном" канале.

Исследование проводилось на протяжении одной недели каждого месяца (сентябрь- октябрь). Анализировались новости на восьми телеканалах (Интер, 1+1, Украина, СТБ, Новый канал, ICTV, 5 канал и Первый национальный).