- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
"Ярлыки" для СМИ и запрет ботоферм: что прописано в законопроекте "О дезинформации"
Правительство 17 января представило основные положения законопроекта "О дезинформации". Это уже второй этап обсуждения нормы — впервые концепцию документа чиновники представили 15 ноября 2019 года. И хотя по словам замминистра культуры, молодежи и спорта Анатолия Максимчука это еще не финальный вариант законопроекта, корреспондент Delo.ua разобрался, как чиновники видят неправдивую информацию, что грозит тем, кто распространяет "дезинформацию" и когда же к проекту приступит Верховная Рада.
Два главных определения документа — "неправдивая информация" и "дезинформация". Первый термин в законопроекте определяется как "недостоверные сведения о лицах, фактах, событиях и явлениях, которых не существовало вообще или они были, но сведения о них неполные или перекрученные".
"Это определение взято дословно с пленума Верховного Суда о практике рассмотрения дел, связанных с возмещением морального вреда и опровержения недостоверной информации. Это устойчивое выражение, и оно используется достаточно часто в делах по недостоверной информации, поскольку это часть уже существующего и действующего законодательства Украины", — объясняет медиаюрист Института массовой информации Али Сафаров.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЭксперт говорит, что могут возникать ситуации, когда подаются вроде бы правдивые данные, но лишь частично. Это приводит к формированию ложного общего впечатления.
Определение "дезинформации" — фактически продолжение первого термина. "Деза" будет представлять собой неправдивую информацию по вопросам, которые представляют общественный интерес. Речь идет о национальной безопасности, территориальной целостности, суверенитете и обороноспособности Украины, праве украинского народа на самоопределение, жизни и здоровье граждан, состоянии окружающей среды. Отдельно чиновники отмечают, что дезинформацией не будут считаться оценочные суждения, в том числе и критические, сатира, пародия и недобросовестная реклама.
Экс-замминистра информационной политики, эксперт Института постинформационного общества Дмитрий Золотухин говорит, что без текста законопроекта говорить о чем-то конкретном нельзя. Но в любом случае, обсуждать определения — "гиблое дело". "Французский закон по противодействию дезинформации был настолько противоречивым, что в результате был принят без определения понятия "фейк", — отмечает эксперт.
Определять, что является дезинформацией, а что нет, будет специальный человек — уполномоченный по вопросам информации. "Сегодня нет такого человека, который обратился бы в суд за защитой прав общества. Поэтому нет ни полномочий, ни возможностей. Как мы на это отвечаем? Это будет уполномоченный по вопросам информации, который действует в интересах общества, и который имеет право обращаться и к распространителям информации, и к правоохранителям, и в суд", — объясняет Анатолий Максимчук, замминистра культуры, молодежи и спорта.
Уполномоченного будет выбирать Кабмин из кандидатур, которые ему подадут Минкульт, Министерство юстиции и Уполномоченный ВР по вопросам прав человека. Новый чиновник будет мониторить информационное пространство и реагировать на распространение дезинформации. К слову, именно он будет проверять, является ли тот или иной факт "дезой". В распоряжении уполномоченного будут два основных инструмента. Первый — "право на ответ". По нему он сможет потребовать уточнить данные, если информация была неполной. Второй — "требование об опровержении". "Если распространяемая информация является дезинформацией, уполномоченный обращается с требованием опровергнуть ее и ограничить к ней доступ", — отмечается в документе.
Золотухин поддерживает появление условного "цензора", но в то же время говорит о рисках. "Очевидно, что такая государственная позиция создает огромное пространство для коррупции и манипуляций. Ведь "фейки" — это очень текучая и полиморфная субстанция. Даже если у такого должностного лица будет пошаговая инструкция и порядок действий — это все равно оставляет пространство для "человеческих решений", кого преследовать, а кого — нет", — рассказал он корреспонденту Delo.ua.
Если же уполномоченный обнаружит факт дезинформации, то нарушителю будет грозить административная или даже уголовная ответственность. Например, если медиа трижды за год распространило дезинформацию, то ему грозит штраф в одну тысячу минимальных зарплат ( больше 4,7 млн грн на 1 января 2020 года). Даже если каждый раз добровольно публиковалось опровержение. Если же дезинформация распространялась, а опровержений не было — штраф увеличится до 2 тысяч минзарплат ( больше 9,4 млн грн). При этом просто поменять, например, ссылку на статью с недостоверной информацией нельзя — за это предусмотрен штраф в 23 тысячи грн. За систематическое распространение дезинформации предусмотрен еще один штраф до 170 тысяч грн или исправительные работы на срок от 1 до 2 лет.
Если же дезинформация распространялась с помощью ботов или так называемых ботоферм, то организатору этой деятельности грозит тюремный срок от 2 до 5 лет, а за финансирование подобных действий — от 3 до 5 лет. В случае, когда нарушитель вопреки всему продолжает распространять недостоверную информацию или делает это в группе, то ему грозит от 5 до 7 лет тюрьмы.
Другое важное нововведение — индекс доверия. Это будет специальный "знак качества", который подтверждает, что медиа придерживается принципов журналисткой этики и требований к проверке информации. Индекс доверия получит любое медиа после проверки со стороны уполномоченного по вопросам информации. Максимчук подчеркивает — государство компенсирует издержки на проверку, если компания сама обратилась за проверкой. Против нововведения уже выступил секретарь Национального союза журналистов Украины Денис Иванеско. Он говорит, что таким образом СМИ, не получившие "знак качества", будут автоматически признаны недостоверными, и называет решение внедрить такой индекс "презумпцией недостоверности".
Однако Сафаров с такой формулировкой категорически не согласен. Он напоминает, что так или иначе в журналисткой среде постоянно возникают подобные инициативы. Эксперт напомнил, что с начала "нулевых" было несколько таких попыток. Например, Ассоциация издателей периодической прессы предлагала своим членам, которые правдиво указывали тиражи, обозначать свои газеты определенным значком.
При этом за использование этого "знака качества" средствами массовой информации, которым его не выдали, грозит штраф — почти 95 тысяч грн.
В законопроекте есть достаточно большой блок, регулирующий журналистское самоуправление. Например, организация самоуправления журналистов будет выдавать единую пресс-карту, которая будет подтверждением статуса "профессионального журналиста". Этого статуса можно будет лишиться за несоблюдение Кодекса профессиональной этики, который должна разработать организация самоуправления журналистов. При этом чиновники предлагают физическую защиту "профессиональному журналисту" и членам его семьи, в случае если их жизни или здоровью что-то угрожает. Будет для них обеспечена и бесплатная правовая помощь.
Глава юридического отдела ИМИ Роман Головенко говорит, что появление и пресс-карт, и нового статуса нацелено не столько на борьбу с недостоверной информацией, сколько на нарушение журналистских стандартов в общем.
Правда, стоит отметить, что не только журналистов или СМИ будут наказывать за распространение недостоверной информации. Как отмечают чиновники, одна из главных проблем сегодня — невозможность идентифицировать лицо, которое распространяет массовую информацию. Для этого в законодательстве появится специальный термин "распространитель массовой информации". Им может быть как простой человек, так и компания, создающая, собирающая или распространяющая любые сведения, к которым могут получить доступ неограниченное количество человек. Если закон "О дезинформации" будет принят, то такие "распространители" обязаны будут размещать идентификационные данные в доступном для получателя информации месте. Например, на главной странице собственного сайта или в самом начале веб-страницы, в разделе с информацией о собственнике.
При этом попадет документ в парламент не раньше весны. По планам Министерства культуры, полный текст законопроекта появится 20 января, весь февраль он будет на стадии публичного обсуждения, а в марте его уже зарегистрируют в Верховной Раде.
Илья Требор, специально для Delo.ua