Праздник невиданной щедрости для "Газпрома": почему оппозиция выступает против сланцевого газа?

Депутаты-оппозиционеры подают в парламент законопроект о моратории на добычу сланцевого газа на территории Украины. Что это — всемогущая рука "Газпрома", которая достала Украину через парламентских "противвсехов", или желание делать все назло власти?

Законопроект №2147 должен был стать попыткой прояснить ситуацию с добычей сланцевого газа для простых людей. Фракция "Свободы" инициировала парламентские слушания по добыче нетрадиционных углеродов, и, как оказалось, отнюдь не зря. Депутаты, конечно, люди довольно занятые и у них не всегда находится время прочитать и проанализировать многостраничное соглашение с англо-голландской компанией Shell и проконсультироваться с экологами из разных стран касательно безопасности такой добычи. Однако, вместо того чтобы разблокировать работу Верховной Рады и провести столь желанные слушания по фактическому вопросу диверсификации поставок газа, для фракции "Батькивщины" оказалось проще "рубануть с плеча" и внести законопроект о моратории.

Документ предусматривает запрет любой деятельности, связанной с добычей нетрадиционного газа — будь-то его добыча, разведка, продажа или любые другие экономические операции. Условие "простое" — мораторий будет отменен только после того, как правительство внесет изменения в законодательство, чтобы обеспечить безопасность добычи углеродов, то есть примерно через год. По словам народного депутата от оппозиции Вячеслава Кириленко, этот закон призван защитить права мирных граждан на безопасное окружение. "Они ведь должны знать, что происходит, что собираются добывать и как это отразится на их жизни", — говорит Кириленко. В пояснительной записке к законопроекту говорится об опыте международных экологических операций, однако никаких конкретных примеров не приводится. В целом, проект целостен и довольно логичен, строясь на защите конституционных прав жителей на жизнь в чистом окружении.

Однако не все депутаты думают о том, как бы сделать получше жизнь своих избирателей. Зачастую ими руководят либо бизнес-интересы в регионе, либо банальное непонимание предмета дискуссии и желание пропиариться за счет наболевшей темы. Депутат от "Свободы" Игорь Мирошниченко, к примеру, продемонстрировал полное незнание технологии добычи нетрадиционного газа. По мнению депутата, коммерческий успех данного способа в США заключается в… пустынях. "В Америке после гидроразрыва вода с химикатами выкачивается из скважин и выливается в пустыню, а у нас нет пустынь, и что с этим делать?", — отмечает депутат. По его словам, граждане должны знать, что получит их регион в случае разработки газовых месторождений — инфраструктура, новые рабочие места, опять же, цена на газ. Мирошниченко подчеркивает, что "Свобода" не выступает против добычи сланцевого газа. "Мы хотим провести парламентские слушания для того, чтобы убедиться, что Shell будет использовать экологически безопасные методы, и наша природа и люди не пострадают. Мы за энергетическую независимость, но нужно знать, какой ценой (она будет достигнута — авт.)", — говорит политик.

В то же время Мирошниченко обрисовал и основную проблему, которая является краеугольным камнем конфликтов вокруг разработки нефтегазоносных сланцевых участков в Украине. "Договор состоит более, чем из 400 страниц, и его практически никто не читал", — говорит депутат. По его словам, в соглашении предусмотрена передача добычи газа другим компаниям, безумные льготы для добывающей компании и ни слова о защите местного населения. "Например, в Сумской области, где добывают нефть и газ, в селах разбиты дороги тяжелой техникой, в колодцах исчезла вода, ухудшилась экология, и населенные пункты не имеют ни каких средств от работы таких компаний", — считает политик. Посредством парламентских слушаний "Свобода" хочет прояснить все интересующие вопросы, заслушав доклады представителей добывающей компании, различных экспертов-экологов и правительства.

Экологи несколько взволнованы тем, что в Украине будет применяться сравнительно новая технология, однако не испытывают серьезных опасений относительно возможных "катастроф", предрекаемых Украине. Светлана Берзина, заместитель председателя общественного совета при Министерстве экологии и природных ресурсов, считает, что питьевая вода не пострадает в процессе бурения, поскольку глубина скважин достигает 2,5-3 км и они совершенно не затрагивают водоносные пласты. "Проблема остается с химикалиями, которые будут применяться при добыче, и, безусловно, общественность насторожена, мы обсуждали, как применить такие инструменты, как экологическая экспертиза, мониторинг и оценка независимым путем, параллельно с государственными обязательными процедурами", — говорит Берзина. О таких вопросах, как процедура утилизации, состав раствора для гидроразрыва (который зачастую является коммерческой тайной) и о правилах техники безопасности может рассказать только добывающая компания.

А вот один из соавторов законопроекта, оппозиционер Николай Томенко отметил, что мораторий нужен до момента, пока депутаты не увидят всю процедуру добычи газа. Томенко поддержал "Свободу" и… написал законопроект, который может "отодвинуть" энергетическую независимость Украины еще минимум на пять лет и нанести урон государственному бюджету, поскольку Shell может потребовать покрытия неустойки за государственное вмешательство в контракт посредством создания условий, делающих его выполнение невозможным. Разведка и старт работ по добыче нетрадиционных углеродов потребуют, по предварительным (оптимистическим) расчетам, пять лет активной деятельности. А это, в силу эфемерности проекта LNG-терминала и определенной узости "диверсифицированного" реверсного газового канала из Германии, подсаживает Украину на "газовую иглу" Москвы еще плотнее.

Политолог Владимир Фесенко считает, что нельзя говорить о влиянии "Газпрома" на решения оппозиции. "Я думаю, что позиция депутатов "Батькивщины" во многом обусловлена позицией их коллег из "Свободы". В интернете часто высказываются предположения о финансировании данной партии из России ("Свободы" — авт.)", — говорит эксперт. Однако он считает, что дело не в руке "старшего брата", а в банальном желании получить пиарные дивиденды, выторговать преференции для бизнеса, ну и в желании делать все наперекор власти. "На месте объединенной оппозиции я бы задумался, стоит ли во всем следовать за своими более "правыми" коллегами. Не всегда решения власти являются абсолютным злом", — подчеркивает Фесенко.

Судьба сланцевого газа может решиться только с разблокированием трибуны в парламенте — депутаты обещают рассмотреть данный вопрос сразу после прекращения протестов. А в определении окончательного решения могут помочь и СМИ, которые уделяют тематике сланцевого газа недостаточно внимания, поскольку даже депутаты в нашей стране плохо осведомлены о процессе и не уверенны в безопасности методов добычи нетрадиционных углеродов.