Присоединение Крыма к России: Международное право в шоке

Юристы дали оценку присоединения Крыма к Российской Федерации с точки зрения международного права
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Международное право — в шоке!" — такой была первая реакция юристов на вопрос Delo.UA о том, что говорит международное право о присоединении территории Украины — Крыма — к Российской Федерации.

По словам юристов, так как изначально АР Крым является административно-территориальной единицей унитарного государства Украина (какие бы законы ни принимала сепаратистская власть Крыма) и не наделен международной правосубъектностью, т.е. не может самостоятельно выступать стороной в международных отношениях, иметь права и обязанности, присущие исключительно субъектам международных отношений, принимать решения относительно вступления в международные организации или вхождения в состав других государств.

"Таким образом, если говорить о вхождении Крыма в состав Российской Федерации как об уже состоявшемся факте (произошедшем на основании референдума 16 марта), то стоит говорить не только о грубом и циничном нарушении Россией целого ряда международных норм, соглашений и договоренностей с Украиной (в том числе Договора о дружбе и сотрудничестве), но и самих основополагающих принципов международного права, а также общепризнанных правил сосуществования государств", — отмечает Павел Олейник, старший юрист ЮФ Engarde.

Какие именно международные нормы нарушает Россия и сепаратистские власти Крыма?

"Если рассматривать вхождение АР Крым в состав России с точки зрения норм международного права, то в первую очередь хотелось бы обратить внимание на следующие международные акты: Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года, Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года. Данные акты, в частности, раскрывают понятие принципа "самоопределения народа" и возможности его применения. На сегодняшний день именно этим принципом обосновывают легитимность процесса отделения АР Крым от Украины", — перечисляет Ирина Сысоенко, партнер, адвокат юридической компании "Бабич, Сысоенко и Партнеры".

Так, согласно Уставу ООН в силу принципа равноправия и самоопределения народов, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне (!) свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. "При этом, в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года, принцип равноправия и самоопределения народов не должен истолковываться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств", — отмечает Ирина Сысоенко.

Кроме того, согласно Хельсинскому заключительному акту СБСЕ 1975 года границы государств могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности.

"Нормы международного права прямо предписывают, что при истолковании и применении принципов международного права, последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов. То есть, принцип самоопределения может и должен найти свое решение в рамках принципа нерушимости границ и принципа территориальной целостности государства. Учитывая, что в АР Крым отсутствуют признаки подчинения народа иностранному игу, господству и эксплуатации, а также соблюдены все основные права человека, применения принципа самоопределения народов без учета принципов нерушимости границ и территориальной целостности государства повлечет за собой нарушение норм международного права", — резюмирует адвокат юридической компании "Бабич, Сысоенко и Партнеры".

Юристы отмечают, что отсылка к прецеденту Косово, которую делают власти России, неприемлема. Напомним, решение Международного суда ООН по делу Косово, так называемое дело о "Соответствии международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово" в Международном суде ООН в Гааге, признало декларацию независимости таковой, которая не нарушает международного права. "В решении Международного суда ООН по делу Косово прямо указано, что данное решение не является прецедентом в силу исключительности разбирательства и обстоятельств, которые ему предшествовали", — отмечает Виталий Махинчук, управляющий партнер адвокатского объединения "Гесторс".

Таким образом, если Россия хочет признания Крыма своей территорией законно, то она должна решать данный вопрос только в Международном суде ООН в Гааге.