Проклятье третьего транша: как Украина прожила год без финпомощи

МВФ предварительно обещал Украине восемь траншей кредита в течение 2015-2016 годов. Тем не менее, сейчас мы получили только два из них, а до конца года можем получить еще один, считают экономисты. Delo.UA разбиралось, как Украина выстояла год без денег Фонда и как может повлиять на экономику дальнейшая отсрочка в выделении средств

Последний из всего двух полученных от МВФ траншей поступил Украине больше года назад — 4 августа 2015 года. При этом первоначально программа Фонда общим объемом около $17 млрд предполагала, что мы получим четыре транша в 2015 году и еще четыре в 2016 году. Закономерно возникает вопрос, что же пошло не так, и как Украине удалось продержаться без денег Фонда целый год.

Уже известно, что совет директоров МВФ рассмотрит вопрос о продолжении сотрудничества с Украиной предположительно в конце сентября. В настоящее же время Украина и Фонд продолжают согласовывать "некоторые технические вопросы". А глава Минфина Александр Данилюк продолжает выступать с оптимистическими прогнозами по финансовой помощи. Однако в этот раз он не отважился назвать конкретные сроки получения транша, лишь отметив, что "мы очень близки".

Почему транша нет

Последний отказ Фонда рассмотреть украинский вопрос Данилюк объяснял тем, что Украина просто не поместилась в график кредитора. Тем не менее, некоторые из законопроектов, которые министр экономразвития Степан Кубив еще в мае называл "неотложными" для продолжения сотрудничества с Фондом, до сих пор не были приняты.

В частности это законопроекты относительно обеспечения условий функционирования рынка природного газа (№4503), об исключении предприятий топливно-энергетического комплекса из перечня объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации (№4525), относительно некоторых объектов сельскохозяйственной и транспортной отраслей (№4536), относительно оптимизации территориальных органов государственной фискальной службы (№4515).

Экономисты преимущественно не берутся комментировать, почему произошла столь длительная отсрочка финансовой помощи. А иногда и вовсе утверждают, что причина не известна никому.

"Насколько мне известно, по состоянию на 1 сентября под меморандумом не было всех четырех подписей. Выполнила ли Украина все пункты или в обновленном тексте меморандума есть предварительные условия, которые нужно будет еще выполнить, чтобы меморандум вступил в силу, — нужно увидеть окончательный текст документа", — отмечает Артем Шевалев, экс-замминистра финансов, член Совета директоров ЕБРР от Украины.

В свою очередь, некоторые эксперты, в частности аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, предполагают, что вопрос не в принятии новых законов, а в выполнении уже принятых, а именно закона об электронном декларировании.

Напомним также, что одним из условий предоставления Украине средств была стабилизация банковской системы, в том числе уменьшение уровня концентрации связанных лиц в кредитных портфелях отдельных банков. Конкретные финучреждения не называются, однако источник в правительстве ранее сообщал Delo.UA, что речь шла о ПриватБанке.

Как Украина выжила без транша

О том, насколько сильно Украина нуждается и насколько срочно нам нужны деньги МВФ, сейчас точится много дискуссий. Тем не менее, последний транш Украина получала больше года назад, и, по словам Александра Жолудя, это не критично поменяло ситуацию в стране.

Все средства МВФ, которые получает Украина согласно договоренностям, направляются в резервы Национального Банка. При необходимости НБУ продает их на рынок, сглаживая таким образом валютные колебания. Без денег Фонда в течение 2016 года Украина пополняла резервы за счет покупки избытка валюты на межбанке (всего в сумме $1,5 млрд по состоянию на конец августа) и размещения правительством валютных облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ, практически на $1,0 млрд с учетом погашений), отмечает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

Александр Жолудь подчеркивает, что начиная с весны этого года поступления валюты в страну увеличились в первую очередь из-за роста цен на украинский экспорт на мировых рынках.

"Это позволяло иметь дополнительную валюту, которую Нацбанк и выкупал. Основной рост наблюдался начиная с апреля этого года. В первую очередь росли цены на черные металлы за счет увеличения спроса, в частности, в Китае", — обращает внимание эксперт

По состоянию на начало сентября объем международных резервов Украины равнялся $14,103 млрд. При этом за последние 12 месяцев резервы выросли на 12%, хотя в течение последних двух месяцев темпы их роста незначительны. НБУ сообщает, что в августе увеличение резервов произошло за счет поступлений в пользу правительства в сумме $368,3 млн от размещения валютных ОВГЗ.

Тем не менее, поступления компенсированы несколькими факторами. Во-первых, в августе Нацбанк провел лишь один аукцион по покупке иностранной валюты. Во-вторых, правительство направило $305,8 млн на обслуживание и погашение госдолга. В-третьих, в августе правительство и Национальный банк оплатили за обслуживание долга перед Международным валютным фондом $54,0 млн.

Сколько выстоит Украина без транша

Некоторые из экспертов, в частности Артем Шевалев, отмечают, что с учетом прошлогодней реструктуризации долга резервов достаточно, чтобы уверенно пройти зиму. Тем не менее, главный аналитик Concorde Capital Александр Паращий подчеркивает, если гривня будет обесцениваться постоянно в течение длительного периода, резервов на удержание Нацбанк тратить не будет.

Елена Белан отмечает, что вопрос не столько в достаточности резервов НБУ, а в финансировании валютных погашений из бюджета и покрытии его дефицита. "Хотя сам транш будет направлен в резервы Нацбанка, к нему привязана бюджетная поддержка — $1 млрд от США и 600 млн евро от ЕС", — комментирует Белан.

В свою очередь, Александр Жолудь считает, что проблем быть не должно, если Украина не получит финансовую помощь в течение месяца. Тем не менее, по его словам, остаются риски обострения ситуации на Востоке Украины и существенного падения цен на украинский экспорт. "Мы не контролируем мировые цены на большинство продукции нашего экспорта. Поэтому нужно продолжать сдержанную монетарную и бюджетную политику и это, соответственно, должно сдерживать рынок цен и колебания обменного курса", — говорит экономист.

Когда ждать финпомощи от МВФ

Экономисты настроены оптимистично и считают, что до конца 2016 года Украина получит третий транш Фонда.

Артем Шевалев подчеркивает, что впервые за историю отношений Украина-МВФ важна символичность получения третьего транша. Тем не менее, эксперт отмечает, что риск отсрочки есть.

"На мой взгляд, он скорее связан с внешними факторами, а именно выборами в США, чем с внутренними нашими процессами, хотя мы прекрасно знаем, что осень традиционно может преподнести внутриполитические сюрпризы", — комментирует Шевалев.

В свою очередь, Александр Паращий отмечает, что существуют два момента, которые МВФ может учитывать, принимая решение о финпомощи. Во-первых, это выполнение Украиной всех обязательств (чего, по словам эксперта, пока нет). Во-вторых, это критичность транша МВФ для стабилизации ситуации в стране. "Если второе будет преобладать, то МВФ, теоретически, может закрыть глаза на некоторые недоработки. То есть если ситуация будет критической, то МВФ может согласовать транш", — подчеркивает Паращий.

По его мнению, до середины октября МВФ может принять позитивное решение о финансовой помощи для Украины. В свою очередь, Елена Белан считает, что транш мы получим до конца сентября. А Александр Жолудь отмечает, что средства мы можем получить до конца текущего года.

Как отсрочка может повлиять на экономику

Руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен отмечает, что общественное внимание к траншу от МВФ (его размеру, дате принятия, силе сигнала для инвесторов и рынков) является преувеличенным.

"Действительно, к вопросу транша Фонда подвязываются другие факторы, в частности, получение внешнего кредита от других официальных кредиторов. Эти факторы весьма важны. Но это лишь часть процессов, что происходят в экономике, и не основная. Последний раз транш МВФ поступал летом 2015. А за последние 12 месяцев, или четыре квартала, экономический рост наблюдался в трех кварталах из четырех (имеется в виду реальный прирост ВВП "квартал-к-кварталу", с учетом сезонного фактора)", — отмечает Вальчишен.

Тем не менее, отсрочка транша может открыть возможности для спекуляций на валютном рынке и на рынке долговых обязательств Украины, считает Артем Шевалев. Также она, предположительно, ухудшит потребительские настроения и планы бизнеса по инвестированию в стране. "В тоже время этот сценарий не есть обязательным — НБУ значительно нарастил запасы, поэтому все будет зависеть от эффективности работы всех участников процесса по другим направлениям, в частности, принятие Бюджета-2017, налоговая реформа, судебная реформа, реформа ГФС и т.д.", — суммирует эксперт.

Александр Паращий подчеркивает, что отсрочка финансовой помощи будет означать, что Украина не выполняет взятые на себя обязательства.

"То есть ей доверять нельзя. А можно ли доверять валюте страны, которой нельзя доверять?" — отмечает эксперт

В свою очередь, Александр Вальчишен считает, что на "доверие к гривне" влияют факторы, которые более сильны, чем транш МВФ.

"Имеется в виду укоренение в обществе двух противоречивых запросов: внедрить еще более "либеральную" систему налогообложения каждый раз, когда заходит речь о налоговой реформе, и одновременно — запрос поддерживать стабильный обменный курс гривни. Эти запросы являются несовместимыми. Доверие к гривне, то есть повседневный спрос на нее, обусловлено ​​сильной фискальной позицией власти: а именно законодательно закрепленным требованием платить налоги и другие обязательные платежи в гривне. Привлечение иностранных инвестиций в страну уступает фискальным требованиям в воздействии на доверие к гривне", — подчеркивает Вальчишен.

Тем не менее, отсрочка финансовой помощи МВФ может привести к дополнительному размещению валютных ОВГЗ. А как ранее уже сообщало Delo.UA, давление на гривню и рост курса могут быть вызваны повышенным спросом на доллар в результате погашения крупного выпуска облигаций и желания значительной части инвесторов конвертировать полученную гривню в доллар США. Так, 1 сентября Минфин погасил облигаций на сумму $505 млн, а гривня, в свою очередь, за два дня упала на 97 копеек — до 26,62 грн/долл.