Экономика 29 марта 2017 в 15:00

Как правительство будет помогать украинским экспортерам

Delo.UA проанализировало, как госорганы в течение следующих пяти лет намерены способствовать росту украинского экспорта

Вчера Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) презентовало стратегию развития международной торговли, которая разработана вместе с экспертными организациями и бизнес-ассоциациями. В ведомстве уверены, что украинские предприниматели недоиспользуют свой экспортный потенциал. Мол, ежегодно они могли бы продавать за границу продукции и услуг на миллиарды долларов больше. В частности, США, Германии, Великобритании, Франции, Японии и еще 70 странам.

Такое недоиспользование, с одной стороны, связано с регуляторными барьерами, например, валютным регулированием или непрозрачными разрешительными и контрольными процедурами, говорят в МЭРТ.

Существенно повлиял на ситуацию и своего рода информационный вакуум. Ведь экспортеры часто жалуются, что им банально сложно найти информацию о состоянии внешних рынков, о требованиях сертификации, что уж говорить о поиске партнеров.

Какие сектора будут развивать?

Согласно разработанной стратегии, Украина намерена двигаться в сторону производства и экспорта переработанной продукции и наукоемких услуг. Министерство предлагает сфокусироваться на развитии семи рынков: пищевой промышленности, информационных и коммуникационных технологий, техническом обслуживании и ремонте воздушных судов, производстве запчастей и комплектующих изделий для аэрокосмической и авиационной промышленности, машиностроении, "креативных" услуг и туризма.

Стимулирование этих семи секторов будет способствовать инновациям, созданию добавленной стоимости, а также позволит развиваться малому и среднему бизнесу, уверены в Минэкономразвития.

Информационные технологии и пищевая промышленность уже являются успешными на внешних рынках. Машиностроение и аэрокосмическая отрасль, которые раньше лидировали, в последние годы существенно замедлились из-за частичной потери крупнейшего рынка сбыта — России, а потому требуют плана и времени для переориентации. "Креативные" услуги и сектор туризма пока результатами не блещут, но в МЭРТе уверены, что потенциал есть.

[graph_1003]

Что будут делать для развития экспорта?

Экспорт не функционирует сам по себе, говорит торговый представитель Украины Наталья Микольская. "Он зависит от транспортной сферы, таможенного, валютного, технического регулирования. Связан с образованием, трудовыми ресурсами, инновациями, инвестициями, а также кредитованием, — поясняет она. — Сейчас каждая из этих сфер живет согласно собственной логике. Иногда они вовсе не пересекаются, развиваясь в параллельных плоскостях". Структурировать этот хаос может только совместная и согласованная работа госорганов, бизнес-ассоциаций, консультантов и экспертов, а также самих предприятий-экспортеров.

Минэкономразвития вместе с экспертами разработало план действий по экспортному развитию, поставив три цели и 56 задач на ближайшие пять лет.

Многие из них, правда, предусматривают создание еще ряда стратегий, планов поддержки и наращивания институционального потенциала, механизмов стимулирования и концепций имплементации. Потому чего точно ожидать не стоит, так это quick win и колоссального роста экспортной выручки через пять лет.

[graph_1002]

В плане действий нет таких задач как проведение налоговой таможенной и пенсионной реформ, реформы госуправления и сокращения функций государства. Но это не значит, что работа в этих направлениях не будет вестись, говорят в МЭРТ. "Мы осознаем, что без налоговой и таможенной реформы нельзя развивать международную торговлю, — поясняет Микольская. — Но наша стратегия необходима, чтобы я как торговый представитель при планировании, например, таможенной реформы могла говорить, что в ней обязательно нужно учесть первое, второе и третье. Ведь один из приоритетов нашей экспортной стратегии — это создание благоприятных для торговли условий".

Тем не менее, в стратегии есть ряд задач, результаты выполнения которых можно будет "потрогать" по истечении пяти лет.

В частности, Минсоцполитики должно разработать изменения в Трудовой кодекс, которые будут способствовать детенизации занятости, Минобразования — пересмотреть учебные программы, а Минэкономики — запустить экспортный портал с достаточной информацией о внешних рынках.

Но в МЭРТ говорят, что в качестве первой задачи все стейкхолдеры должны проанализировать разработанную стратегию и направить свои предложения в Минэкономразвития. "В итоге нужно выйти на документ, который каждый будет считать собственным планом развития, — говорит Микольская. — Тогда у нас будет образование, которое отвечает потребностям бизнеса, развитая инфраструктура, работающее "единое окно" на границе, а также соглашения о свободной торговле, которые действительно работают на украинский бизнес".

по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Что нужно сделать компании, чтобы выйти на международные рынки
Экономика 15 февраля 2017 в 16:39

Что нужно сделать компании, чтобы выйти на международные рынки

Десять ключевых стран-импортеров украинских товаров потребляют более 50% нашего экспорта. Delo.UA проанализировало, что украинскому бизнесу стоит учитывать, дабы успешно выйти на международные рынки и диверсифицировать сбыт

Большая часть произведенной в Борисполе продукции идет на экспорт — гендиректор завода Procter&Gamble
Потребрынки 08 марта 2017 в 11:00

Большая часть произведенной в Борисполе продукции идет на экспорт — гендиректор завода Procter&Gamble

Юлия Семенченко, гендиректор завода Procter&Gamble в Борисполе, рассказала Delo.UA, с какими стереотипами сталкивается женщина-руководитель в США и Украине и как будет развиваться предприятие, которое она возглавляет