- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Роль президента в "новой налоговой милиции" будет церемониальной — Южанина
Неделю назад глава налогового комитета Верховной Рады Нина Южанина зарегистрировала в парламенте законопроект о Национальном бюро финансовой безопасности(НБФБ). Это альтернативный орган Службе финансовых расследований(СФР), которую еще в марте прошлого года предложил создать Кабинет министров.
Создание нового ведомства (то ли Бюро, то ли Службы) — это реформа налоговой милиции, которую запретили с 1 января 2017 года. Орган должен забрать все функции не только силовиков фискальной службы, но и экономических подразделений других правоохранителей — Национальной полиции, Службы безопасности и Генеральной прокуратуры. В результате возможны два варианта: или работа предпринимателей упростится (так как проверять их будет только один аналитический орган), или же будет создан суперорган для централизованного выбивания денег с бизнеса.
Зачем нужен новый орган?
Бизнес давно жалуется на работу налоговой милиции. "Силовики ГФС действуют фактически с помощью лома, а против лома трудно применять юридические механизмы", — комментировал ранее Андрей Стельмащук, управляющий партнер ЮК "Василь Кисіль і Партнери".
Мол, это коррумпированный силовой орган, который давит на бизнес, открывая необоснованные криминальные дела, а также изымая документы и технику в ходе обысков. Еще Кабмин Арсения Яценюка пообещал провести реформу. Новая служба должна была стать "интеллектуальным, аналитическим органом", в отличие от "карательной" налоговой милиции.
Ключевые претензии к Бюро Южаниной
Законопроект о Нацбюро финбезопасности Южанина подготовила по поручению президента Петра Порошенко. Основная критика ее концепции связана как раз с ощутимым присутствием в документе главы государства.
Согласно проекту закона, президент назначает трех из девяти членов комиссии, которая выбирает руководителя (еще по три представителя делегируют Верховная Рада и Кабинет министров). Членами конкурсной комиссии могут быть действующие народные депутаты и чиновники (в отличие от конкурсной комиссии по выбору главы Национального антикоррупционного бюро). Глава государства назначает директора НБФБ, выбирая из двух предложенных комиссией кандидатур.
Увольняет главу НБФБ снова-таки президент, если посчитает его работу неудовлетворительной. Комиссия внешнего контроля (в составе одного члена от главы государства и двух — от Верховной Рады) ежегодно оценивает "независимость органа и его директора". Президент сможет уволить директора на основании оценки этой комиссии и годового отчета главы НБФБ.
Еще один аспект, который вызывает критику, — это широкие полномочия нового органа. Бюро — это не классический орган досудебного расследования. Оно будет собирать абсолютно всю информацию о всех налогоплательщиках. Часть информации — о возможном уклонении от уплаты налогов, мошенничестве с НДС, о манипулировании на фондовом рыке, нелегальной торговле подакцизными товарами — детективы-аналитики будут передавать следователям Бюро.
Но также НБФБ будет "выявлять риски и угрозы финансовой безопасности" (в законопроекте нет четкого определения, что это такое) и сможет давать другим госорганам обязательные к рассмотрению рекомендации по их устранению.
Что Южанина ответила на критику?
Позиция 1: Нина Южанина утверждает, что законопроектом о Нацбюро финансовой безопасности полностью меняется роль налоговой милиции. Основным методом работы детективов Бюро будет аналитический, а не силовой.
Позиция 2: Всю информацию (в том числе и информацию других правоохранителей) о налогоплательщиках — физлицах и бизнесе — необходимо собрать в одном месте. Иначе новый орган не сможет видеть экономические преступления, которые готовятся, или пробелы в законодательстве, которые позволяют схемам существовать.
Позиция 3: Бюро нужен абсолютный доступ к информации, в том числе к реестру избирателей и реестру должников по кредитам. База данных Бюро по запросу фамилии отдельного гражданина должна выдавать информацию о его родственниках, связанных с ними структурах, а также о том, используют ли они бюджетные деньги. Такая аналитика, к примеру, могла бы помочь в расследовании дела ПриватБанка, считает Южанина.
Позиция 4: Аналитики есть во всех правоохранительных органах и сейчас. Но критерии риска, согласно которым они анализируют имеющуюся у них информацию, субъективны. Потому нужна "новейшая система криминального анализа".
Позиция 5: Законопроект о Бюро облегчит бизнесу жизнь. Сейчас силовики фискальной службы имеют возможность открыть уголовное производство по неуплате налогов только на основании результатов налоговой проверки и якобы обнаруженных нарушениях. Законопроект отменяет эту норму. Производство можно будет открыть только после предоставления компанией дополнительных документов и согласования с ней полной суммы налогов.
Позиция 6: В первые несколько лет бизнес полностью выпадет из поля зрения Бюро финбезопасности. Не нужно будет даже предоставлять в Бюро какую-либо информацию. НБФБ изначально само будет прорабатывать массив информации, полученной от других госорганов.
Позиция 7: Новый орган не будет в структуре Кабинета министров, он будет подчинен Верховной Раде и президенту. Президент выполняет только церемониальную функцию, ведь кто-то должен подписать приказ о назначении и увольнении директора, уверяет Южанина.
Позиция 8: Налоговый комитет может внести в законопроект критерии неудовлетворительности работы директора. Сейчас в проекте документа их нет, потому возможны злоупотребления при увольнении главы Бюро.
Позиция 9: Влияние директора Бюро на назначение сотрудников (в частности детективов) уместно. Ведь глава НБФБ будет нести личную ответственность за работу органа. Как директор сможет отчитываться перед Верховной Радой за работу людей, которые не разделяют его видение, задаются риторическим вопросом у Южаниной.