• Главная
  • Политика и экономика
17 декабря 2009 в 7:45

Рынок "автогражданки" покинет треть компаний

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Госфинуслуг запретит страховым компаниям поднимать стоимость полисов ОСАГО, при этом лимиты ответственности вырастут в два раза. Это приведет к тому, что рынок покинет треть компаний-продавцов «автогражданки»

Сегодня Госфинуслуг рассмотрит вопрос повышения тарифов и лимитов ответственности по полисам ОСАГО. По информации «ДЕЛА», решение будет принято не в пользу страховщиков. «Я думаю, что Комиссия одобрит предложение Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) только в той части, где речь идет об увеличении лимитов ответственности страховщиков вдвое. А та часть предложенных изменений, которая касается повышения стоимости полиса, одобрена не будет», — высказал свое предположение глава Госфинуслуг Виктор Суслов.

страхованиеНапомним, так как это обязательный вид страхования, изменять ценовую политику и другие параметры «автогражданки» по своему усмотрению страховщики не могут, для этого им нужно одобрение Госфинуслуг. В начале ноября МТСБУ, которое объединяет продавцов полисов «автогражданки», направило регулятору предложение увеличить базовый тариф ОСАГО на 30% (с 291 грн. до 389 грн.), изменить ряд корректирующих коэффициентов и вдвое увеличить лимит ответственности: до 50 тыс. грн. за нанесенный ущерб имуществу (сейчас — 25,5 тыс. грн.) и до 100 тыс. грн. за причиненный вред жизни и здоровью потерпевшего (сегодня — 51 тыс. грн.).

Подпишитесь на канал DELO.UA

По процедуре, Госфинуслуг должна была озвучить свою позицию по этому вопросу в 45-дневный срок, который истекает завтра. На предстоящее повышение стоимости ОСАГО страховщики возлагали большие надежды. По их утверждению, уже сегодня «автогражданка» стала очень убыточным видом страхования, и уже в 2010 году это может привести к уходу с этого рынка как минимум трети компаний (сейчас такие полисы продают около 80 страховщиков).

Причина массового исхода страховщиков — непомерно высокие выплаты. По прогнозам МТСБУ, в 2010 году страховщикам придется выплатить около 1,5 млрд. грн. по этому виду страхования, тогда как премий они соберут в лучшем случае 1,4 млрд. «Если пять лет назад средняя выплата по ОСАГО равнялась 5 тыс. грн., то в 2009 году она выросла до 9 тыс., а в будущем будет 10 тыс. грн. При этом цены на полисы ОСАГО страховщики повысить сами не имеют права, этот вопрос регулирует государство. Но ведь это неправильно! За пять лет повысились цены на все, кроме «автогражданки». И если не повысить их со следующего года, это приведет к еще большему затягиванию с выплатами — компаниям просто не из чего будет платить», — сетует президент МТСБУ Владимир Романишин.

Поднять цену мешают выборы

Страховщики считают, что главная причина отказа Комиссии повышать цены на «автогражданку» лежит не в экономической, а в политической плоскости. «У регулятора не было ни одного существенного замечания к нашим расчетам, а все они сводились к формальным придиркам. К примеру, имеем ли мы право делать расчеты, исходя из прогнозов на будущий год? Но при этом не учитывался главный экономический вопрос: из каких средств компании будут платить людям в будущем году, если уже сегодня многие выплачивают по ОСАГО больше, чем собирают?» — возмущается заместитель председателя правления страховой компании «Аска» Елена Мошаро.

Впрочем, Виктор Суслов и не отрицает влияния политики на «ценовое» решение по ОСАГО. «В Украине более 10 млн. транспортных средств, изменение цены на «автогражданку» коснется многих граждан. Потому этот вопрос нужно рассматривать как с экономической, так и с политической точки зрения. Особенно если вопрос повышения стоимости поднимается страховщиками в преддверии президентских выборов», — говорит он.

Правда, по его словам, главной причиной отказа Комиссии повышать стоимость «автогражданки» стали все-таки непомерные аппетиты страховщиков. Дело в том, что кроме повышения на 30% базового тарифа, страховщики внесли предложения по изменению корректирующих коэффициентов, за счет чего стоимость полисов увеличилась бы в среднем вдвое. «При этом для некоторых видов транспорта стоимость предлагали увеличить на 300% и больше! Причем для владельцев джипов, к примеру, цена бы меньше выросла, чем для владельцев небольших и недорогих авто», — возмущается Суслов.

В Комиссии говорят, что страховщики сильно преувеличивают масштабы своих убытков и «набивают» цену только потому, что это обязательный вид страхования и автовладельцам не будет куда деться — полисы будут покупаться в любом случае, хоть по 200, хоть по 300 грн. «Наш анализ результатов деятельности страховщиков за 9 месяцев этого года показал, что уровень выплат по ОСАГО в среднем составляет 39%, тогда как по КАСКО — 65%. Но почему-то по КАСКО страховщики повышать цены не спешат. Поэтому наша задача сейчас состоит в том, чтобы защитить интересы потребителей страховых услуг», — говорит глава Госфинуслуг.

Торги продолжатся

Судя по всему, сегодняшним решением Комиссии эпопея с повышением цен на ОСАГО не закончится. «Мы договорились о создании совместной — страховщиков, регулятора и актуариев — рабочей группы по изменениям в предложения по тарифам ОСАГО», — сообщил «ДЕЛУ» Владимир Романишин. Сегодня утром он в очередной раз встречался с руководством Госфинуслуг, чтобы убедить их в необходимости изменений тарифов по автогражданке. «Будем бороться до конца, если вернут назад наши предложения — будем дорабатывать и снова подавать их в Комиссию», — говорит Мошаро. Страховщики уверены, что новые тарифы могут быть приняты уже в марте 2010 года (почти сразу после выборов) или максимум в июне-июле, когда статистические данные полугодия подтвердят их неутешительные прогнозы по резкому росту убыточности.

Регулятор менее оптимистичен в прогнозах по поводу даты предстоящих изменений цен на «автогражданку». «Мы готовы работать с рынком над выработкой новых подходов к тарифной политике по «автогражданке», но на ту цену полисов ОСАГО, которую сегодня просят одобрить страховщики, им не стоит рассчитывать ни до выборов, ни после», — резюмировал Виктор Суслов.


Новые правила републикации эксклюзивных статей газеты "ДЕЛО"

Загрузка...
Новое видео
Как в Украине стартап S.Lab производит экологичный пенопласт и пластик из конопли и грибов
Загрузка...