НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Следы взрыва селитры в Бейруте привели в Украину, — расследование

Взрыв 2020 года в Бейруте. Фото: Элизабет Фитт / Alamy Live News
Взрыв 2020 года в Бейруте. Фото: Элизабет Фитт / Alamy Live News
Журналистское расследование доказывает, что владельцем груза аммиачной селитры, которая год назад взорвалась в ливанском Бейруте, был украинский бизнесмен Владимир Вербоноль

Спустя год после того, как в Бейруте (Ливан) взорвалась крупная партия аммиачной селитры, Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) — объединение журналистов-расследователей — выяснил, кому принадлежит этот груз на самом деле. Журналисты собрали документы, которые доказывают, что в мире существует сеть, занимающаяся торговлей химическими веществами. И она контролируется украинцами, скрываясь за доверенными лицами и подставными фирмами. Об этом говорится в новом расследовании OCCRP, передает Delo.ua. 

Основные выводы расследования достаточно просты: за компанией, которой принадлежала взорвавшаяся партия аммиачной селитры, стоит украинский бизнесмен Владимир Вербоноль и его партнеры. Компания Вербоноля — лишь часть сети, существующей несколько десятилетий и занимающейся торговлей химикатами минимум с 2000-х годов. Сеть замаскирована под разными торговыми наименованиями, различными подставными лицами и компаниями. 

По словам авторов расследования, вопрос принадлежности груза оказался наиболее сложным. 

Сразу после взрыва репортеры обнаружили, что зарегистрированная в Лондоне компания Savaro Ltd (которая бездействовала до этого) зафрахтовала партию нитрата аммония весом 2750 тонн в 2013 году, намереваясь отправить ее из Грузии на завод по производству взрывчатых веществ в Мозамбике.

Судно, перевозившее груз, MV Rhosus, задержали в Бейруте из-за неуплаченных долгов и технических неисправностей. Селитра находилась на складе до 4 августа 2020 года, то есть до момента взрыва, который считается одним из крупнейших неядерных взрывов в истории, в результате чего погибли более 200 человек, а более 300 тысяч человек были перемещены. 

Журналисты честно признаются: найти владельцев Savaro Ltd было непросто. Изначально проверили украинского бизнесмена Владимира Вербоноля, который является владельцем одноименной компании, базирующейся в городе Днепр. Однако сам Вербоноль отрицал все связи с поставкой из Бейрута, и его оставили в покое на год. 

Однако документы показали, что Savaro Ltd — это часть крупной деловой сети, торгующей аммиачной селитрой технической чистоты, "которая используется для производства взрывчатых веществ". 

"Сеть компаний, базирующаяся в Днепре, Украина, принадлежит и управляется сетью бизнесменов, включая Вербоноля и его тестя, известного в стране строительного магната Николая Алисеенко. Но он замаскировал свои операции по крайней мере за полдюжиной торговых наименований и различных подставных лиц и подставных компаний, охватывающих Англию, Шотландию, Карибский бассейн, Украину, южную часть Тихого океана и США", — говорится в расследовании.

Сеть продавала удобрения и химикаты африканским странам как минимум с 2000-х годов. Журналисты также обнаружили, что в 2013 году сеть отправила по крайней мере еще три партии нитрата аммония в Мозамбик. Два офшорных поставщика услуг, которые работают с клиентами в бывших советских республиках — кипрская Interstatus и британская группа агентов Alpha and Omega, — обеспечивали работу сети в течение многих лет.

"Savaro Ltd и люди, которые его контролируют, несут ответственность за то, чтобы их грузы хранились должным образом и не представляли опасности для людей, — сказал OCCRP Марк Тейлор, старший аналитик The Docket, инициативы Фонда Клуни за справедливость. — В условиях международного режима прав человека нельзя просто выбросить опасные химикаты на склад и уйти".

В заявлении, направленном журналистам, сами украинские компании отрицают свою причастность к грузу судна Rhosus и возлагают вину за взрыв в Бейруте на власти Ливана. "Все время сферой деятельности Atlantis Corporation, Savaro и Dniprosoft было IT: производство программного обеспечения и интернет-маркетинг", — говорится в заявлении со ссылкой на названия трех украинских компаний, входящих в сеть.

Схема Savaro. Изображение: Эдин Пашович/OCCRP

При этом, как показывают документы, предоставленные расследователями, Rhosus был зафрахтован, а его груз был куплен двумя компаниями из сети "Саваро": зарегистрированной в Лондоне Savaro Ltd и другой компанией Agroblend Exports (BVI) Ltd на Британских Виргинских островах. Savaro и Agroblend были связаны с Beirut Cargo контрактом на закупку аммиачной селитры на борту MV Rhosus между Savaro Ltd UK и грузинским поставщиком удобрений "Рустави Азот". 

Что известно о Владимире Вербоноле

Владимир Вербоноль родился в 1959 году. Известно о нем не слишком много: был помощником депутата от "Батькивщины" и профсоюзного лидера Михаила Волынца, а также депутата Дениса Дзендзерского.

В 2001 году Вербоноль основал бизнес под названием Atlantis Corporation, который занимался продажей удобрений и других продуктов.

Вместе с партнерами, включая строительного магната Алисеенко, Вербоноль вскоре учредил несколько компаний, продающих товары и услуги, включая удобрения, металлургическое оборудование, программное обеспечение и веб-дизайн. Одним из них стал украинский филиал Savaro, созданный в 2009 году.

С этими украинскими компаниями была связана сеть офшорных подставных компаний, большинство из которых находилось в ведении Interstatus, что следует из документов реестра компаний. В их число входили компании под названием Savaro в Шотландии, Англии и на Британских Виргинских островах, а также другие связанные холдинговые компании на Маршалловых островах и в Соединенных Штатах.

Репортеры смогли восстановить фрагменты предыдущего веб-сайта Atlantis Corporation, которые были просканированы сторонним сайтом, службой переводов Linguee. Они показывают, что компания рекламировала удобрения и публично объявила Вербоноля своим президентом. На сайте savaro.com был опубликован список сельскохозяйственных химикатов, включая нитрат аммония.

После 2004 года Вербоноль и украинские компании его партнеров прекратили рекламу удобрений в интернете под собственными именами. 

Savaro в Украине начала позиционировать себя как продавец техники и оборудования, а затем как поставщик программного обеспечения и услуг веб-разработки. Однако веб-сайты, связанные с офшорной структурой, продолжали продавать химические вещества. 

Согласно данным открытых реестров, доступным через OpenDataBot, 8 апреля 2021 года ООО "Саваро" поменяло название на ООО "Днипрософт". 

Расследователям OCCRP удалось поговорить с бывшим сотрудником сети Savaro, который работал во время поставки Rhosus. Он заявил, что продажа удобрений остается основной частью бизнеса. "Я почти не помню никого, кто мог быть подключен к программному обеспечению. Там не было ни IT-специалистов, ни разработчиков программного обеспечения", — в частности, сказал этот сотрудник. 

В том же году, что и партию Rhosus, Savaro также отправила более 17 000 метрических тонн нитрата аммония тремя отдельными партиями в Бейру, Мозамбик. Та же самая мозамбикская компания, которая должна была получить груз Rhosus, Fábrica de Explosivos de Moçambique, сообщила OCCRP, что в 2013 году она приобрела у Savaro еще две партии почти в 11000 метрических тонн аммиачной селитры технической чистоты, которая обычно используется для производства взрывчатки. Представитель Fábrica de Explosivos de Moçambique Антонио Кунья Ваз сказал, что, насколько ему было известно, "Саваро" — украинская компания, чей босс был известен ему просто как "мистер Владимир".

Дочерняя компания Savaro, Agroblend, также отправила третью партию в 6500 тонн аммиачной селитры из Украины и Хорватии в Бейрут, которая прибыла в августе 2013 года. Неясно, кто купил эту третью партию. Кунья Ваз сказал, что его компания не была заказчиком.

23 августа собственность компании перешла к украинскому юристу Владимиру Глядченко, являющемуся очевидным номинальным владельцем как минимум десятка местных компаний, в том числе одной по тому же адресу, где расположен украинский филиал  Savaro.

В телефонном разговоре Глядченко сказал, что хотел купить лондонскую компанию и выбрал "Саваро" по предложению других украинских юристов. Он считает, что компания не виновата в бедствии в Бейруте.

Репортеры направили Вербонолю и партнерам дополнительное электронное письмо с вопросом, не изменили ли они веб-сайт, чтобы обмануть репортеров или истцов в лондонском судебном процессе.

Они не ответили.

Напомним, взрыв аммиачной селитры в августе 2020 года разрушил главный порт Ливана, нанес материальный и экономический ущерб его столице на сумму до 8,1 миллиарда долларов и стал одним из факторов, которые ввергли страну в кризис. 

Пока что обвинения предъявлены только служащим порта и таможни низшего и среднего звена. Местный судья пытался обвинить высокопоставленных чиновников в халатности, в том числе премьер-министра Хасана Диаба, но в феврале судья был отстранен от должности после сопротивления со стороны политического истеблишмента страны, и назначен новый судья.