США надеются на реформы в Туркмении

Соединенные Штаты в пятницу приветствовали высказанное новым руководством богатой природным газом Туркмении «желание перемен» и выразили готовность помочь в его осуществлении

госсекретаря США Ричард Баучер сообщил в пятницу в Ашхабаде, куда прибыл в среду на инаугурацию нового туркменского президента Курбанкули Бердымухамедова, что обсудил с ним ситуацию с демократией и проблемы энергетики.

Запад назвал "ни честными, ни свободными" воскресные выборы президента, назначенные после смерти правившего 21 год диктатора Сапармурада Ниязова, но расценил их как свидетельство умеренного прогресса.

"Я оставляю здесь надежды", - сказал Баучер на пресс-конференции.

"Однако мы...ждем шагов, которые указывают на то, что новое руководство обладает желанием реальных перемен и желанием улучшить жизнь народа", - добавил он.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch и исследовательский центр Crisis Group призвали мировое сообщество потребовать от Ашхабада прогресса в соблюдении прав человека, прежде чем предлагать изолированному государству торговлю и помощь.

Туркменская оппозиция в изгнании обвиняет Запад в готовности согласиться с "новой диктатурой" в обмен на влияние на газовую политику Ашхабада.

Однако администрация США говорит, что против языка ультиматумов.

"Я не думаю, что можно многого достичь, находясь вдалеке в десяти тысячах миль отсюда и выставлять свои требования", - сказал Баучер.

"Но когда правительство и люди хотят работать и двигаться в здоровом направлении, в более открытом обществе, тогда мы должны прийти и предложить свою помощь", - добавил он.

Ниязов изолировал страну от внешнего мира, сократил обучение в школах и вузах, сократил число студентов до 3.000, отменил или урезал пенсии и закрыл провинциальные больницы.

Бердымухамедов на второй день после инаугурации реализовал ряд либеральных предвыборных обещаний, с восторгом встреченных общественностью страны. По его решению обучение в средних школах доведено до десяти лет, в вузах - пяти, открыты два новых интернет-кафе.

Правозащитники сочли это "полумерами" и требуют, в частности, освобождения политзаключенных и отмены "черного списка" невыездных. На этом же настаивает и Евросоюз.

"Мы обсуждали...важность свободы передвижения и я поднимал вопросы о разрешения доступа представителей Красного Креста в тюрьмы", - сказал Баучер.

"Это стандартный процесс по всему миру, и я надеюсь, Туркменистан позволит это...Я эти вопросы поднял и нам предстоит увидеть."

После закрытого суда по делу о покушении на жизнь Ниязова 25 ноября 2002 года, когда кортеж президента, по данным Генпрокуратуры, был обстрелян в центре Ашхабада, в тюрьмах оказались десятки человек.

ОБСЕ и Госдепартамент США заявляли, что в отношении заключенных в Туркмении применяются пытки. Ашхабад отверг обвинения, но не допустил международных представителей в тюрьмы и к документам следствия.

В прошлом году Туркмения наряду с Северной Кореей и Мьянмой возглавила составленный Международного комитета по защите прав журналистов список стран, где СМИ подвергаются наиболее жесткому контролю.

"Мы считаем, что люди в этом регионе заслуживают доступа к информации. Мы поддерживаем доступ всех СМИ и журналистов к работе", - подчеркнул Баучер.

Он также опроверг спекуляции на тему того, что Вашингтон может попросить разрешения разместить в граничащей с Ираном и Афганистаном Туркмении военную базу.

"ВСКОЛЬЗЬ" ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ

Туркмения - крупнейший поставщик природного газа в Центральной Азии. Львиная доля газового экспорта проходит через Россию по трубопроводам Газпрома, дешево покупающего туркменский газ. В четверг Ашхабад заверил Кремль в неизменности контрактов.

За влияние в стратегически важном регионе с Москвой борется Вашингтон, который активизировал попытки наладить отношения с Туркменией после смерти Ниязова.

По мнению аналитиков, США рассчитывают, что при новом руководстве вновь станет актуальным проект Транскаспийского газопровода, ведущего в обход России в Азербайджан, Турцию и Европу.

Баучер сказал в пятницу, что беседа Бердымухамедовым "вскользь" коснулась энергетики.

"Это не было основным вопросом, мы не углублялись в детали", - сказал он, однако высказался за расширение маршрутов туркменского газэкспорта.

"Чтобы иметь выгоды и хорошую цену, Туркмении нужна возможность многовариантности в экспорте энергии. Многовариантность экспортных путей означает укрепление...суверенитета и независимости народа", - сказал Баучер.

"Важно использовать эти доходы (от энергоносителей) для пользы народа, чтобы поддерживать образование и общественные институты", - добавил представитель Госдепартамента.

По сообщениям западных источников, Ниязов контролировал основную часть доходов от экспорта газа на счетах в европейских банках.