Стоит ли менять Конституцию Украины

28 июня 1996 года была принята Конституция Украины. За это время она испытывала и изменения, и возвращение к истокам. Политики меняли Основной закон под себя и хотят и дальше вносить изменения

После принятия украинской Конституции 1996 года документ называли прорывным и хвалили не только в Украине, но и на международной арене. Но верховенство закона и права, провозглашенные в Основном законе, так и не были закреплены де-факто в общественных отношениях внутри государства, говорит народный депутат Украины, представитель фракции НУНС, который тогда был членом конституционной комиссии, Владимир Стретович. Он рассказал о тогдашних постоянных спорах с президентом  относительно распределения полномочий, перманентных дискуссиях, бессонной ночи, уничтожении запасов мороженого и шампанского в парламенте после принятия  документа и "девальвацию" достояния основного закона через постоянные попытки внести в него изменения.

Политики меняют Конституцию под себя

«По моему убеждению, Конституция 1996 года является абсолютно сбалансированным документом для умных людей – патриотов этого государства. Ее нужно трогать в последний момент. А наши политики считают, что нужно писать Конституцию под себя: как им удобно, такой она и должна быть. Конституция не пишется под президента – Конституция пишется под народ, под будущее», - говорит Стретович.

Он положительно расценивает возвращение к первой редакции Основного закона благодаря решению Конституционного суда в прошлом году.

Изменять Конституцию стремилась как предыдущая, так и теперешняя власть. В настоящее время украинский президент Виктор Янукович заявляет, что в государстве должен появиться чуть ли не идеальный Основной закон. В то же время, как говорит Стретович, грани идеала размыты. «Я на месте сегодняшнего политикума забыл бы о конституционных изменениях, не грел бы эту тему, а просто буквально требовал бы от каждого чиновника жить по Конституции – там все выписано. И если президент не склонен к узурпации власти, если у него нет диктаторских замашек, то он бы очень умело использовал имеющиеся у него рычаги влияния», - говорит депутат.

Тавтология внутри исполнительной власти

По-другому будущий конституционный процесс видит депутат Верховной Рады предыдущих созывов Игорь Юхновский. И хотя он так же поддерживает отмену внесенных в 2004 году изменений в Основной закон, которые, по его убеждению, «разбалансировали соотношение полномочий между ветвями власти», имеющийся документ он считает далеко не идеальным.

«Мы имеем огромную тавтологию внутри Кабинета министров – мы имеем президиум Кабмина, имеем Кабинет министров с огромным аппаратом, имеем министерства, где аппарат министерства является зависимым от аппарата Кабмина. Также в Конституции 1996 года не выписаны отношения между администрацией президента и исполнительной властью – Кабмином. Поэтому мы имеем дублирование», - объясняет он, добавляя, что "в настоящее время президент может вмешиваться во все участки исполнительной власти, не неся при этом никакую ответственность".

По мнению Юхновского, в новой редакции Основного закона стоило бы усовершенствовать административную систему управления в Украине: «Сегодня фактически главным участком в управлении государства является район – там формируется местный бюджет. Мы имеем порядка 625 районов. Каждый из них имеет в себе около 40 сел, а это многовато, через что они становятся абсолютно бесправными с точки зрения финансового и бюджетного обеспечения», - говорит он.

Парламент сейчас не способен улучшить Конституцию

В то, что теперешний состав парламента способен принять подобные изменения к Основному закону, Юхновский не верит. А на вопрос, могут ли вообще такие предложения быть учтенными во время подготовки проекта конституционных изменений, он отвечает, что все зависит от того, кто конкретно будет писать документ. Владимир Стретович тоже сомневается в возможности изменить Конституцию силами нынешнего парламента. В то же время и Владимир Стретович, и Игорь Юхновский отмечают, что самым главным заданием власти в настоящее время есть обеспечение будущих свободных демократических выборов в Верховную Раду, а  от того, насколько это будет отвечать действительности, зависит и будущее конституционного процесса.