- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Общество
- Дата публикации
Стоит ли рекламироваться в кризис
Кризис. Повышение цен, нестабильность валютного курса, постоянный страх войны вынуждают потребителей пересматривает свои предпочтения, а рекламодателей — урезать маркетинговые бюджеты. При этом эксперты советуют рекламодателям не спешить с оптимизацией расходов на продвижение и посмотреть на кризис, как на возможность увеличить свою долю на рынке.
"Почему кризис это возможности? — задается вопросом Алексей Филановский, маркетинговый директор компании "Лидер Снек". — В стабильное время поведение потребителей достаточно консервативно, они отдают предпочтение одним и теми же товарам и услугам. Конечно, есть некоторая доля импульсных покупок, но основная часть бюджета тратится потребителями консервативно. Таким образом, в стабильное время компаниям приходится бороться только за очень маленьких процент рынка. В ситуации с кризисом все меняется".
Во время кризиса потребитель проводит ревизию своих предпочтений. В первую очередь, это происходит из-за инфляции и девальвации, которые ведут в росту цен, и падения покупательской способности. Реагируя на это, человек либо изменяет частоту покупки, уменьшая потребление, либо отказывается от чего-то дорогого в пользу более дешевого товара.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПо словам Филановкого, это шанс для производителя обратить на себя внимание потребителя, так как сегодня он готов послушать альтернативные предложения.
Но реклама сама по себе ничего не даст — следует обратить внимание на подачу рекламного сообщения. "Большое значение имеет подача рекламы. Надо не забывать, что прайсы нужно оставлять для мест продаж, — продолжает Филановский. — Человек "клюет" на скидку, когда приходит в магазин, поэтому говорить о скидке по телевизору — бессмысленно".
Как отмечают психологи, человек не анализирует и не "считывает" информацию с телевизора. Он не будет разбираться в достоинствах продукта опираясь на информацию из рекламного сообщения. "Если человек хочет купить автомобиль, он не будет судить о его достоинствах по телевизору, он ему или нравится, или нет. И это относится ко всем категориями товаров. Поэтому сейчас, когда потребитель готов слушать ваши предложения, в рекламное сообщение необходимо поместить эмоциональную составляющую. Рациональная реклама на телевидении не работает", — акцентирует маркетинговый директор компании "Лидер Снек".
Ученые Стэнфордского университета провели небольшое исследование — измерили активность коры головного мозга потребителей при просмотре картинки с продуктами питания. Так, когда они видели просто картинку, у них активизировалась часть мозга, отвечающая за удовольствие. Когда же им показывали эту же картинку, но с указанием цены, то независимо от того какой была эта цена, у человека активизировалась зона мозга, отвечающая за боль (как эмоциональную, так и физическую). "Потребитель готов сделать покупку, если вознаграждение, которое он от нее получает, превышает ту боль, которая возникает при просмотре цены", — сделали вывод ученые.
"Надо понимать, что потребитель сейчас находится в тяжелом состоянии, — говорит Ксения Михайленко, стратегический директор Optimum Media OMD. — Он начинает отказывать себе в больших покупках и впадает в потребительскую кому — замораживает большие траты и снимает депозиты. Но при этом у него на руках остаются определенные денежные средства, которые он не готов тратить, но возможно его можно убедить сделать это в небольшом количестве".
Так, большая доля рынка сейчас не у бренда, который предлагает самую низкую цену. "Это говорит о том, что за продажами стоит что-то кроме цены, — объясняет Михайленко. — Поэтому у производителя остается выбор: либо сделать сильным бренд, либо самую низкую цену. В утопии, конечно, сделать и то и другое, но практике это невозможно".
Если вы не готовы обеспечить своему товару самую низкую цену, а ваш товар входит в категорию импульсной покупки, то во время кризис вам приходиться удваивать свои усилия. В это случае на товар нужно посмотреть с точки зрения вознаграждения, которое он приносит покупателю. "На самом деле, потребитель не хочет покупать дешевый товар, но он хочет быть уверен, что он тратит деньги правильно и эти траты оправданы", — поясняет Михайленко.
Что делать бизнесу во время кризиса? В первую очередь продавцам не стоить делать вид, что ничего не происходит. Стоит обратить внимание на то, что потребитель изменился, он сейчас находится в шоке и он теперь хочет делать более разумный выбор. "Когда ты смотришь новости на телевидении и в интернете, тебе хочется уйти от реальности. И он ждет от бренда аналогичных шагов. Он ждет от бренда, что он предоставит ему какое-то вознаграждение, позволит уйти от той реальности. А с точки зрения рациональности, он ждет подтверждения, что все делает правильно", — говорит эксперт. Учитывая это, нужно предложить клиенту больше за те же деньги.
А значит бренды, которые играют на территории позитива, могут выиграть. "На самом деле, стоимость счастья не такая уже и большая. И если потребитель это поймет, он не станет оказывать себе от удовольствия и товара, который ему его приносит", — резюмирует Михайленко.
Безусловно, сегодня не время для больших экспериментов, но и не время для оптимизации и урезания рекламных бюджетов. Рекламироваться стоит, только делать это нужно достаточно продуманно и осторожно, выбирая советующую стратегию для вашего товара. Ведь в кризис можно как взлететь, так и рухнуть. Цена ошибки сегодня велика как никогда.