Тернистые полгода: чего не хватает бизнесу в системе госзакупок ProZorro

Системе публичных закупок меньше двух лет, но ее по праву можно назвать одной из самых громких украинских реформ. Несмотря на то, что в адрес ProZorro и ее идеолога и куратора Максима Нефьодова в основном слышны лишь комплименты, сами предприниматели не всегда довольны системой. Delo.UA разбиралось, какие у бизнеса есть претензии к ProZorro и как эти проблемы можно решить
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

За полгода работы системы публичных закупок ProZorro в полномасштабном режиме количество вовлеченных компаний увеличилось в два раза. Если по состоянию на 1 апреля количество поставщиков в системе составляло 17,7 тысяч компаний, то на конец сентября их число превысило 37 тысяч. Но все же есть большое количество сфер, в которых конкуренция поставщиков остается минимальной. В частности, это тендеры на закупку топлива, банковских и инвестиционных услуг, электрической, тепловой, солнечной и атомной энергии, строительных работ. И в большинстве случаев дело не в недостатке предложений на рынке, а в недоверии к государству как потенциальному бизнес-партнеру.

При этом представители бизнеса жалуются, что система работает неидеально. Основные замечания предпринимателей приведены ниже.

1. Отсутствие интеграции с госреестрами

Больше трети компаний (40% из опрошенных USAID 300) считают, что систему ProZorro необходимо интегрировать с государственными базами данных. И Минэкономики уже сделало первые шаги в эту сторону. Сначала ProZorro интегрировали с Госказначейсвтом, что позволяет видеть перевел ли госорган средства поставщику. Кроме того добились от Кабмина разрешения на интеграцию с Единым государственным реестром юридических лиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований. А в планах — интеграция с реестром налоговой, Министерства внутренних дел, базой информации по банкротствам. Тем не менее, по словам замминистра экономразвития Максима Нефьодова некоторые ведомства "очень ревностно относятся к своей информации", а потому обеспечить интеграцию может быть проблематично.

2. Отсутствие эффективного контроля

Компании, участвующие в тендерах, настаивают на усилении контроля за действиями заказчика во время определения победителя. Команда же ProZorro концептуально против ужесточения процедуры контроля. Их подход состоит в следующем — государство в лице Министерства экономразвития отвечает только за разработку методики риск-менеджмента и публикацию на сайте информации о рискованных тендерах. Детальный же анализ закупок, по их мнению, должен лежать на плечах гражданских активистов и журналистов.

Также предприниматели сетуют, что ProZorro не позволяет отслеживать исполнение контракта, а ненадежные поставщики, получая победу в тендере, часто не выполняют условия договора. Тем не менее, в ProZorro уверяют, что число подобных случаев минимально, и подобный отказ является прямым нарушением контракта, а значит чревато для недобросовестного поставщика судом.

"Если победитель тендера не соблюдает условий договора, он несет ответственность, которая была прописана в самом договоре. Поэтому организатору важно составить грамотный договор, в котором будет указана ответственность поставщика за несоблюдение обязательств. Еще организатор может потребовать от поставщика предоставить обеспечение договора — то есть денежную гарантию. Но если организатор решит применить механизм обеспечения исполнения договора, важно, чтобы он указал это еще в документации к тендеру до того, как тендер состоялся", — рассказывает Сергей Сагун, заместитель руководителя площадки SmartTender.biz.

В свою очередь, и.о. гендиректора ГП "Прозорро" Надежда Бигун добавляет, что риски подобных нарушений сопоставимы с аналогичными рисками в частном секторе.

3. Отсутствие возможности подписывать контракт в электронном виде

Разработки ProZorro изначально ориентировались на реформу госзакупок в максимально современном исполнении. Все процедуры гостендера — от размещения информации о закупке до проведения аукциона — проходят в электронном виде. Но вот с подписанием контракта действительно не все так просто. А победившему предпринимателю придется-таки оторваться от компьютера и выйти из офиса для подписания контракта. Это связано с тем, что пока не все госорганы готовы перейти на электронный документооборот и использовать электронную цифровую подпись.

4. Система жалоб неэффективна и дорого стоит

Предприниматели также заявляют, что в ProZorro необходимо обеспечить возможность обжаловать тендер в электронном виде, также отмечая, что процедура обжалования является дорогой и нерезультативной.

"Процесс прост и призван стимулировать бизнес отстаивать свои права", — парируют специалисты ProZorro. Согласно закону, тендер замораживается на время рассмотрения жалобы, а электронная форма подачи работает давно.

"Если раньше по закону отводилось 30 дней, и подать жалобу нужно было через официальное бумажное письмо. То теперь пожаловаться можно просто через электронную форму, и сроки рассмотрения Антимонопольным комитетом составляют 15 дней. В свою очередь, стоимость обжалования была рассчитана исходя из затрат ресурсов на его рассмотрение, а также учитывая, что оплата должна стать барьером для тендерных тролей, которые часто блокировали "неудобные" торги в бумажных закупках", — говорит Надежда Бигун.

5. Цена как единственный или ключевой критерий

Относительно критериев выбора победителя тендера бизнес неединодушен. Некоторые предприниматели предлагают учитывать не только минимальную цену, но принимать во внимание финансовые и репутационные показатели, качество и стоимость составляющих материалов. Другие же советуют обязать заказчика принимать предложение с самой низкой ценой по результатам аукциона.

Ценовой критерий действительно монополизировал условия выбора победителя торгов. Его приоритетность даже закреплена в законодательстве, согласно которому цена может быть или единственным критерием, или же весить не меньше 70% при принятии решения. Тем не менее, в случае сложной или специализированной закупки (консультационные услуги, научные исследования, конструкторские работы) вместе с ценой можно использовать такие критерии как условия оплаты, сроки исполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные затраты, передача технологий и подготовка управленческих, научных и производственных кадров.

"Но действующее законодательство не содержит определения "закупки, которая имеет сложный или специализированных характер". Поэтому заказчик самостоятельно относит торги к этой категории, исходя из перечня составляющих предмета закупки и его специфики. И проблема проведения таких закупок не ограничивается применением неценовых критериев оценки. Ведь участники сфокусированы на экономической составляющей, в то время как научно-исследовательский аспект остается недостаточно обработанным и требует использования процедуры конкурентного диалога, во время которого могут быть выявлены новые решения и средства для реализации поставленных задач. К сожалению, процедура конкурентного диалога сегодня не может применяться заказчиками, в связи с отсутствием технических возможностей электронной системы закупок ProZorro", — говорит руководитель Департамента закупок "Укрэнерго" Иван Барышев.

6. Демпинг подставных поставщиков

Предприниматели также остерегаются, что на электронные торги могут прийти подставные поставщики, которые предлагая нереально низкие цены, срывают торги. Отвечая на такую критику, ProZorro опять-таки обращается к опыту частного бизнеса, говоря, что с его помощью торги сорвать довольно трудно.

"Если какая-то компания занижает цену, не собираясь совершать поставку, то на пост-квалификации или при подписании договора она просто не появится. В таком случае право заключать договор перейдет к следующей компании. Все чего можно добиться таким демпингом, это затягивание тендера на 205 дней, что вряд ли можно считать серьезной проблемой", — комментирует Надежда Бигун.

Но предприниматели настаивают на создании "черного списка" поставщиков, которые систематически нарушают требования системы. Команда ProZorro выступает категорически против, отмечая, что такие списки будут препятствовать конкуренции. Однако некоторые госкомпании берут в данном вопросе инициативу в свои руки. Например, Укргазвыдобування создало свой персональный список недобросовестных поставщиков. Этот список сейчас состоит из 42-х компаний, которые в течение года не могут принимать участия в закупках госпредприятия. Список, в частности, пополняют компании, которые безосновательно отказались от подписания договора, а также подписали, но не выполнили его.

Предложения бизнеса

Кроме вышеперечисленного, бизнес предлагает совершенствовать поисковую систему (создать возможность поиска по городам), упростить электронную подачу документов, сократить количество необходимых справок, а также упростить интерфейс площадок.

Предприниматели высказываются за более жесткие требования к самим участникам. В частности, советуют требовать от участников баланс предприятия за последние три года, а также обязать поставщиков предоставлять документы всего один раз без права дальнейшего добавления.

Отдельные же поставщики предлагают более радикальные меры по совершенствованию ProZorro. Например, отменить требование о том, что в торгах может принимать участие не менее двух участников, блокировать торги, которые не позволяют к участию эквивалетнов, снизить стоимость участия в тендере, создать рейтинги участников.

И напоследок

Если кратко, то на всю критику скептиков (или реалистов, это покажет опыт) специалисты ProZorro отвечают просто: "Наше главное оружие — это прозрачность, в системе работает принцип "все видят все", каждый документ, каждую правку и даже оплаты через Госказначейство".

Кроме того, неправомерная дисквалификация и требования под конкретного победителя — это не производная системы электронных закупок, этот же феномен имел место и при старых бумажных процедурах. Тем не менее, именно ProZorro позволила увидеть такие нарушения и обжаловать их.

Единственное, чего системе не хватает, по мнению реформаторов, — это как раз ревностной позиции самого бизнеса в отстаивании своих прав, а также активного контроля госзакупок общественностью. Команда же во главе с Максимом Нефьодовым упорно стоит на своем и, как говорит он сам, продолжает "лупати цю скалу".