- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
The Diplomat: пора задуматься о перспективе коалиции Китая, Индии и России
Сейчас зарождается новый глобальный порядок, но по большей части его форма до сих пор не определена. По меньшей мере, многие согласятся, что хотя США и останутся сверхдержавой многие последующие десятилетия, их доля глобальной мощи будет уменьшаться сравнительно с другими растущими державами. Эти, другие державы, такие как Китай и Индия, будут догонять, и играть более активную и важную роль в глобальной политике. В то время, как многие аналитики сосредоточили внимание на возможном соперничестве Китая и США, малое количество уделило необходимое внимание динамике, возникающей между Китаем, Индией и Россией, и возможности рождения коалиции из их желания изменить статус-кво, — пишет The Diplomat.
На первый взгляд это выглядит так, будто Китай, Индия и Россия плохо подходят для партнерства. Несмотря на членство в клубе БРИКС, между этими тремя странами существует множество существенных различий; в частности между Китаем и Индией они повлияют на то, как эти страны будут взаимодействовать в грядущие десятилетия.
Напряжение между Китаем и Индией очевидно. Индия — демократия, а Китай остается с авторитарным режимом. Конечно, значение типа режима в межгосударственных отношениях остается спорным. Страны с различными типами режимов не обязательно обречены на проблемы в отношениях; в типах режимов нет ничего неизбежно препятствующего сотрудничеству. Однако многие согласятся, что Индия в некоторой степени рассматривает недемократический Китай в качестве угрозы; другой вопрос, насколько это восприятие основывается на реальности. Само восприятие влияет на их отношения.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaСамая большая проблема отношений Китая и Индии все еще заключается в территориальном споре между ними. Но насколько бы серьезной ни была эта проблема, вероятность разрешения спора фактически выше, чем многим может представляться. Появилось подтверждение, что индийский премьер-министр Нарендра Моди в мае посетит Китай, поговаривают и о том, что Китай и Индия намерены совершить рывок в решении этого вопроса. Китай также поддерживает большее вовлечение Индии в деятельность международных организаций, включая ООН. Эти позитивные сигналы означают существование значительного потенциала более тесного партнерства Китая и Индии, несмотря на недавние сплетни, будто бы Индия переходит на сторону США ради сдерживания Китая. Но важнее всего, что Китай и Индию вместе сведет их общая мечта — стать развитыми странами первого эшелона. В этом смысле Индия может выиграть от китайского экспорта и капитала, в то время как Китай может выиграть от индийского рынка и технологического потенциала. Для обеих стран будет серьезной ошибкой отказаться от общих долгосрочных интересов в пользу нынешних разногласий.
Китайско-российские отношения ныне более занятны, поскольку украинский кризис продолжает отдалять Россию и Запад друг от друга. Существенное недоверие между Западом и Россией влияет на нынешний украинский кризис. Мало людей оптимистично смотрят на потенциал последнего договора о перемирии, призванного урегулировать конфликт, а связи Запада и России, скорее всего, некоторое время будут стагнировать. Тем временем китайско-российские отношения будут укрепляться. Китай может обеспечить России экономическую и стратегическую стабильность, а Россия может поддержать Китай в нынешних спорах с другими азиатскими странами. Самое меньшее, обе стороны могут поддерживать друг друга.
С фундаментальной точки зрения, основная причина возможной китайско-индийско-российской коалиции заключается в их совместном желании построить мультиполярную или сложную глобальную систему, где развивающиеся державы, такие как Китай и Индия, смогут играть ведущую роль. Ни одна из этих трех стран не испытывает радости от того, что живет в тени гегемонии США, хотя напрямую они и не хотят бросать вызов США в этот момент. Как сказал министр иностранных дел Китая Ванг Йи в 2013 году, этим трем странам нужно действовать совместно в пользу демократизации международных отношений. Если это верно в отношении этих трех стран, тогда появляется хорошая причина рассматривать будущую возможность китайско-российско-индийской коалиции в некоторой форме. Для США это нехорошая новость, они бы предпочли сохранить доминирующую позицию как можно дольше. США могут попробовать бороться с коалицией с помощью собственной — с Японией и ЕС в качестве формальных партнеров.
Вряд ли мы увидим формальную коалицию Китая, Индии и России в ближайшем будущем, но эту возможность нельзя отбрасывать в долгосрочной перспективе. Все три страны неудовлетворены нынешним глобальным миропорядком, каждая в своей степени. Если США хотят избежать появления такой коалиции, они должны хорошо поразмыслить над возможностями содействовать перераспределению власти на глобальном уровне. Хорошим началом может стать процесс разделения власти с Китаем и Индией.