The Guardian: правые и ультраправые меняют политический ландшафт Франции на местных выборах

Ошеломительный успех на выборах традиционных правых UMP и их союзников центристов снова заставил Саркози оказаться в центре внимания после его непримечательного, казалось бы, возврата в политику в сентябре

Французские правые сделали серьезный прорыв на местных выборах в стране, а правящая социалистическая партия Франсуа Олланда пережила третье по счету электоральное поражение в нынешнем году, что дает повод опасаться за будущее левых, — пишет Тhe Guardian.

Правая партия Николя Саркози UMP в коалиции с союзниками центристами получила наибольшее количество мест, выборов у социалистов контроль над многими традиционными бастионами лефтистов. Но ключом к изменению политического пейзажа Франции стали высокие результаты ультраправого Национального Фронта, обозначившие поворотный момент, когда партия получила возможность массово присутствовать в стране.

Получив в местных советах только два места на последних выборах в 2011 году, партия Мари Ле Пен, выступающая против иммиграции и против Европы, идет к тому, чтобы получить 90 мест в советах. Это укрепляет трансформацию Национального Фронта из некогда обыкновенного избирательного протеста в локально укоренившееся движение, которое Ле Пен надеется использовать как трамплин для своей президентской гонки 2017 года.

И хотя Национальный Фронт не получил непосредственный контроль над конкретными департаментами, им полученный процент серьезно вырос в сравнении с прошлыми выборами. Ле Пен назвала выдающийся результат своей партии на местных выборах "великолепным успехом".

Премьер-министр социалист Мануэль Вальс заявил: "Очень высокий — слишком высокий — результат правоцентиристов более чем прежде бросает вызов республиканцам". Он заявил, что успех Национального Фронта ознаменовал "продолжающийся переворот" французского политического ландшафта, а все политические партии должны извлечь из этого уроки.

50% — таков процент воздержавшихся в голосовании за 4,108 местных советников, обладающих ограниченной властью решать вопросы дорог, школ и социальных служб, но они же будут формировать политический ландшафт в преддверии дальнейших региональных выборов в этом году и в президентской гонке 2017 года.

Ошеломительный успех на выборах традиционных правых UMP и их союзников центристов снова заставил Саркози оказаться в центре внимания, после его непримечательного, казалось бы, возврата в политику в сентябре. В последнее время его партия страдала от долгов, обвинений в участии в финансовых скандалах и трудностей внутрипартийной борьбы, но полученные результаты перевернули ее судьбу. Саркози назвал высокие результаты своей партии историческими, и свидетельством "массовой реакции" Франции на политику его преемника Олланда.

Речи, звучащие во время кампании Саркози, были исключительно правоориентированными и открыто негативными в адрес мусульманского сообщества, с целью захватить голоса у ультраправых. Пример — его заявление, что школьные столовые не должны предлагать детям альтернативное меню без свинины, и что в университетах надо запретить мусульманские платки и хиджаб.

Это стало поводом для раздражения членов его собственной партии. Но Саркози, скорее всего, относит электоральные успехи UMP на свой счет в качестве личной победы и оправдания его правой склонности. Уверенная победа UMP удовлетворит его личные амбиции выиграть основное партийное соревнование в следующем году и снова участвовать в президентских выборах в 2017 году.

Тем временем правящие социалисты и более того — Олланд вместе с правительством, оказались на пути к поражению и потере 30 из 61 местного департамента, которые они возглавляли. Даже традиционные бастионы лефтистов, такие как северная провинция Нор возле Лилля, а также Кот-Д"армор в Бретани, удерживаемые левыми с 1976 года, пали под натиском правых. Это важно, потому что социалисты — партия, которая традиционно зависит от местной поддержки.

Эти результаты обозначили третий за год политический провал социалистов — после муниципальных и общеевропейских выборов — и партия вынуждена будет попытаться устранить свои внутрипартийные противоречия. Но Олланд пообещал, что после местных выборов переназначений не будет, не изменит он и направления своих реформ, как например грядущий пересмотр трудового законодательства. Многие считают, — у Олланда нет выбора, кроме как продолжать непопулярные реформы, связанные с затягиванием поясов, они привели к противоречиям в его собственной партии.

Местные выборы, после которых в декабре состоятся региональные выборы, рассматриваются как барометр президентской гонки 2017 года. Некоторые опросы общественного мнения показали, что Ле Пен может выйти во второй тур президентских выборов 2017 года, выбив или левых, или правых.

Большинство социологов согласны: Ле Пен никогда не удастся получить достаточное количество голосов в финальном туре, чтобы выиграть пост президента. Но ее потенциальное участие в гонке обеспокоило и традиционных левых, и традиционных правых. Социалисты намерены не позволить вытеснить их кандидата, как в 2002 году, когда Жан-Мари Ле Пен вытеснил Лионеля Жоспена.