Катастрофа самолета МАУ в Тегеране: три главных вопроса после трагедии

Фото: IRNA
Фото: IRNA
Эксперты обещают вердикт следствия не раньше чем через полгода-год, не видят причин для жестких санкций по отношению к МАУ, но отмечают, что Украина может понести потери в информвойне
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В среду, 8 января, самолет Boeing-737 авиакомпании МАУ, вылетевший из Тегерана в Киев, рухнул через несколько минут после взлета. Погибли все 176 человек, которые находились на борту. Среди них 11 украинцев (9 членов экипажа и два пассажира), а также граждане Канады, Ирана, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании.

С первых минут трагедия обросла домыслами, конспирологическими теориями и скандалами. Больше всего противоречий вызвали причины авиакатастрофы, которые связывали то с обострившейся ситуацией между Ираном и США, то с неисправностью самого самолета.

Корреспондент Delo.ua, при поддержке авиационных экспертов, ответил на три ключевых вопроса трагедии.

Когда назовут причину крушения

Транспортный эксперт, экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава обращает внимание, что упавший самолет принадлежал серии Boeing-737 Next Generation. "Это, по сути, предпоследнее поколение самолетов Boeing и самый массовый самолет, который эксплуатируется сегодня в воздушном пространстве мира. Упавший в Тегеране самолет был относительно новый — ему всего 3,5 года. Говорить о каких-то конструкционных проблемах самолета я думаю не приходится. Тем более, что модель эксплуатируется больше 20 лет — первый полет Next Generation совершил в 1998 году и сложностей с этими моделями не было, а потеряно их очень немного", — объясняет он.

При этом эксперт обращает внимание, что инцидент произошел на суше, все бортовые самописцы и обломки самолета находятся на небольшой площади: "Если данные будут расшифрованы за две недели, то, я думаю, в течение месяца уже будет если не вердикт по причине, то по крайней мере доминирующая версия, над которой будут работать следователи".

Экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян рассказал корреспонденту Delo.ua, что если в деле о крушении этого самолета не будет сложностей, а к "черным ящикам" дадут доступ украинским экспертам и представителям компании-производителя, то предварительные выводы будут уже в течение ближайшего месяца. А вот подробного отчета стоит ждать через полгода-год. С такими сроками согласен и директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

"Будет расследование, оно будет международным, и комиссия будет заседать, я прогнозирую, год. Поэтому где-то через год нам официально сообщат, что же случилось с самолетом и что в компании должны сделать, чтобы такого не повторилось. По правилам ІКАО (Международная организация гражданской авиации — Delo.ua) главная задача этой комиссии — не найти и наказать виновных, а найти причину и сделать так, чтобы больше она никогда не повторилась ни у кого", — объясняет он.

А вот авиационный эксперт Вячеслав Коновалов не так оптимистичен в прогнозах: "Все версии, которые мы сейчас обсуждаем — тыканье пальцем в небо. Я только недавно читал отчет о катастрофе, которая произошла в 2016 году. И только сейчас по ней выдали все подробности".

Что будет с МАУ

Прежде всего по украинской авиакомпании, по словам Коновалова, ударит потеря самолета. "А ведь у них (в МАУ — Delo.ua) в кулуарах уже больше года ходят слухи, что компания в сложном финансовом состоянии. Напомню, они отдали несколько бортов, сократили маршрутную сеть, а тут еще и потеря новейшего самолета. В истории украинской авиации это — достаточно нестандартная ситуация и, на моей памяти, если брать регулярные авиарейсы, то у нас только две такие катастрофы было — одна в Салониках в 1997 году у "Аэросвита", а вторая вот сейчас. С другой стороны я бы не сказал, что это будет катастрофа для авиакомпании. Самолет свежий, застрахован. Страховку они получат, но другой вопрос — надо выяснять обстоятельства", — говорит эксперт.

Владимир Омелян предлагает не писать катастрофических сценариев и надеется, что международная комиссия быстро найдет решение. "Безусловно, для компании МАУ это — большая потеря. В первую очередь, это был один из лучших экипажей. Самолет был абсолютно новый: 3,5 года — это вообще не возраст для воздушного судна. Он был в технически хорошем состоянии, только прошел техосмотр. Я надеюсь что МАУ сможет пережить эту катастрофу. Тем более, что мы видим сейчас — и акционеры, и руководство авиакомпании прилагают максимум усилий и замечаний к ним у меня нет никаких", — подытожил он в комментарии Delo.ua.

Ланецкий, в свою очередь, говорит, что самого жесткого варианта, а именно запрета полетов для авиакомпании, МАУ удастся избежать. "Запрет полетов в этой ситуации вообще не обсуждается. Во всяком случае, я не вижу к этому никаких причин. Даже близко. Запрет полетов бывает, когда очевидно, что что-то не так из-за того, что авиакомпания делает. Тут я этого и близко не вижу. Повторюсь — запрет бывает при системности или очевидности. В этом случае нет ни системных проблем, ни очевидных нарушений. Если же говорить о причинах, то я склоняюсь к версии вмешательства третьих сил. Но и оно может быть самым разным — это может быть ракета, заряд, попадание большой птицы в двигатель, всасывание камня на взлете", — говорит он.

Однако политолог Руслан Бортник отмечает — если окажется, что самолет упал из-за плохого обслуживания, топлива или персонала, то МАУ может ждать судьба "Аеросвита", то есть скандалы, ограничения и, в конце концов, банкротство.

Как трагедия отразится на Украине

Политический аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич говорит о нескольких "растяжках", на которых Украина и ее институты власти могут оказаться из-за тегеранской трагедии. "Первая — внешнеполитическая. Расследование предполагает рассмотрение всех версий: начиная от неисправности самолёта и подрыва террористами до попадания ракеты либо столкновения с американским беспилотником, которых в воздушном пространстве Ирана (особенно после ракетных ударов по базам США в Ираке) могло быть достаточно. Дальше — внутриполитическая и экономическая. А именно, что делать с компанией МАУ, которая принадлежит Игорю Коломойскому. Компания в долгах как в шелках, самолёты ей не принадлежат (кроме одного), с техобслуживанием вопросы. В частности, данный рейс вылетел из Тегерана на 57 минут позже положенного времени. Вопрос сложный, учитывая масштабы МАУ", — отмечает эксперт.

Наконец, последним пунктом может стать проблема информационной гигиены. "Традиционно для украинского медиа-пространства громкая тема будет растащена различными группами для использования в своих внутриполитических интересах. Пафосные заявления, напускная слеза, сталь в голосе от возмущения. При этом разными группами будут выдвигаться, естественно, разные требования желаемой реакции государственной машины. Стоит также помнить фактор России. Самое плохое, что трагедия станет прекрасным подарком для РФ, для её информационных операций. Будут дополнительные темники и разгоны", — подытожил он.

Отметим, что Госавиаслужба Украины уже потребовала от украинских авиакомпаний приостановить полеты в Иран и Ирак с 9 января.

Закрытие или ограничение использования воздушного пространства той или иной страны — компетенция государства, под суверенитетом которой находится это воздушное пространство. В то же время Федеральная авиационная администрация CША (FАА) выдала сообщение о запрете использования воздушного пространства в зоне полетной информации Багдада, Тегерана, Персидского и Оманского залива. Администрация запретила гражданским воздушным судам США выполнять полеты в этом пространстве. Этот запрет касается всех американских перевозчиков и эксплуатантов воздушных судов, имеющих регистрацию США.

После катастрофы, которая произошла с самолетом украинской авиакомпании вблизи аэропорта Тегеран, авиационные власти стран мира уже пересматривают рекомендации по полетам национальных перевозчиков в Иран, Ирак, страны Персидского и Оманского залива. Решением Госавиаслужбы Украины запрещены полеты украинским авиакомпаниям в воздушном пространстве Ирана и Ирака с 00:00 9 января 2020 года — до выяснения причин катастрофы самолета авиакомпании МАУ, который выполнял рейс PS-752.

Наконец, президент Владимир Зеленский дал поручение Генеральному прокурору Украины открыть уголовное производство по фактам катастрофы Тегеране. При этом в сообщении гаранта отмечается, что независимо от выводов о причинах катастрофы в Иране будет проведена проверка всего гражданского флота Украины.

Илья Требор, специально для Delo.ua