У австрийцев до сих пор нет ощущения, что в украинских судах их ждет справедливость —посол

Посол Украины в Австрии Александр Щерба об успехах австрийского бизнеса в Украине, деле Фирташа и перспективах украинских товаров на полках магазинов в Вене

С 2014 года резко сократился объем инвестиций из Австрии. Почему австрийский бизнес уходит из Украины?

Не соглашусь. Австрия занимает ведущее место среди инвесторов в Украину. По размеру небольшая страна, а по инвестициям соизмерима с гигантами. Чтобы инвесторы уходили — такого не слышал (за исключением ХТЗ).

"Райффайзен Банк Аваль" закончил прошлый год с очень хорошими показателями. Кстати, недавно встречался с новым главой Raiffeisen Bank International Йоганом Штроблем, который сказал, что был бы рад, если бы во всех странах были такие результаты, как в Украине в 2016-м. И это после тяжелейшего 2015 года.

Или взять, к примеру, страхование. Ну, какая страна еще может похвастаться сразу двумя компаниями, которые борются за лидерство на украинском рынке? Австрия — может. UNIQA и Vienna Insurance Group ("Княжа", "Глобус", "Українська страхова группа" и "Провідна") — постоянно в "топах".

Есть такие успешные многолетние инвестиции, как Fischer Sports, который производит в Мукачево новейшую и моднейшую спортивную экипировку. Есть заводы Agrana Fruit в Винницкой области, которые выпускают качественные соки для европейского рынка. Или, к примеру, "Матимекс-Украина", который поставляет специи для 60% произведенной в Украине колбасы.

Другое дело, что нужно наращивать, не останавливаться — это правда.

Несколько австрийских компаний в Украине — это капля в море…

Ведущее место среди инвесторов — отнюдь не капля. Ну а то, что новые инвесторы осторожничают — это можно понять. Слишком много негативных новостей, связанных с войной. Это отталкивает.

То есть вы полагаете, что причина оттока австрийских финансовых потоков из Украины — не упадок отечественной экономики и рост коррупции, а именно военные действия?

Еще раз: оттока нет. Есть перерасчет стоимости инвестиций за 2010-2016 годы, в котором учтено падение акций банковского и страхового сектора, которое произошло в упомянутые годы. Акции подешевели — реальная стоимость инвестиций уменьшилась. А поскольку австрийцы инвестировали в первую очередь в этот сектор — по нашей статистике это ударило особенно.

По факту я знаю лишь об одном серьезном австрийском инвесторе, который ушел. Это деловой партнер Олега Дерипаски австриец Зигфрид Вольф. Человек, который вхож в высшие эшелоны власти в Москве, который однозначно признал аннексию Крыма. В общем, не самый большой наш друг. До 2016 года он был владельцем Харьковского тракторного завода. Некоторые говорили, что это была скрытая инвестиция Дерипаски. Так вот, да, эта инвестиция ушла. О других не знаю.

Насчет "роста коррупции". Приведу один пример. В прошлом году была попытка "подоить" одного инвестора. Этот инвестор обратился за помощью ко мне. Я обратился за помощью к премьеру. В результате инвестора не только оставили в покое, но и сняли с работы виновника, а потери компенсировали. Инвестор моментально поднял свой уставный капитал в Украине на 3,5 млн евро. Скажу честно, за 22 года на государственной службе это на моей памяти первый раз, когда события развивались настолько однозначно и настолько оперативно. Это что угодно, но не рост коррупции. Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить премьера и председателя СБУ за то, что услышали и прислушались!

А что нужно, дабы больше австрийских инвестиций пришло в Украину?

Как я уже показывал выше, австрийские инвестиции уже есть в Украине. С другой стороны, Австрия — это страна, которая нами неоднократно очаровывалась и разочаровывалась. Они первыми в нас верили и первыми обжигались. После этого их осторожность понятна. Тем более, что рядом находится Россия, где они совсем недавно заработали большие деньги на Олимпиаде в Сочи. Россия предлагает австрийскому бизнесу стабильность и серьезные барыши.

Однажды некий австрийский бизнесмен меня спросил: "Господин посол, почему Украина не может быть похожей на Россию? Вот мы приезжаем в РФ, заплатили кому нужно — и у нас налажен нормальный бизнес. А в Украине каждый день новое правительство, новые чиновники…" Я ему тогда ответил, что он описывает разницу между стабильной и нестабильной коррупцией, а задача Украины избавиться от коррупции в принципе.

Если сформулировать одну ключевую проблему, одну новость, которая изменит в корне отношение к нам, то это, безусловно, судебная реформа. У австрийцев до сих пор нет ощущения, что в украинских судах их ждет справедливость. Это нужно менять.

Вы упомянули о России. Считается, что Австрия по одну сторону баррикад с РФ. Как можно переломить ситуацию?

Говорить, что Австрия по одну сторону баррикад с Россией — это, извините, нонсенс. Нет ни одного вопроса, принципиального для нас (начиная от голосования по аннексии Крыма и заканчивая безвизом), в котором бы Австрия не поддержала Украину. Когда приходит время голосовать, она голосует с нами. Это весьма существенный момент. Не надо путать риторику, которую можно услышать от разных австрийских политиков, и действия Австрии как государства.

Возможно, Австрия нас и поддерживает в каких-то голосованиях, но большие деньги, как вы сами подтвердили, ее бизнесмены вкладывают в российскую экономику, а не в украинскую. И это говорит о многом…

Извините, но Австрия поддерживает нас не в "каких-то голосованиях", а в самых главных голосованиях. Она поддерживает наш суверенитет и территориальную целостность. Она полностью, безоговорочно поддержала ассоциацию, зону свободной торговли и безвизовый режим. Во-вторых, я ни словом не обмолвился о том, что австрийцы вкладывают инвестиции в российскую экономику, а не в украинскую. Есть инвестиции, которые идут к ним, и есть инвестиции, которые идут к нам. В Россию инвестиции будут идти, пока австрийский рынок будет верить в российский рынок.

По вашему мнению, почему Австрию так любят скептики Евромайдана: сын Азарова, Дмитрий Фирташ, братья Клюевы?

Ну, это вопрос не ко мне, а к ним. Австрия — это страна, которая всем нравится.

Кстати, до недавних пор она была достаточно либеральна для ведения бизнеса и открытия банковских счетов иностранцами. Все это в прошлом. Теперь приняты очень жесткие условия, в результате которых многие украинские предприниматели, не сумевшие доказать прозрачное происхождение своих капиталов, были вынуждены закрыть свои счета. А открыть новые — очень и очень непросто.

Что стало отправной точкой для таких шагов со стороны австрийских банков?

После опубликования так называемых "Панамских бумаг" была принята новая политика Европейского Центрального банка — разосланы новые инструкции, которые Австрия неукоснительно соблюдает.

Украинское посольство в Австрии участвовало в судах по делу Дмитрия Фирташа?

Нет. Посольство предлагало ему свои услуги как украинскому гражданину сразу после ареста (я тогда еще не был послом в Вене), но он отказался. С тех пор мы присутствуем на судах, но в качестве наблюдателей.

Вы подчеркнули, что высказывания некоторых австрийских политиков — еще не мнение Австрии как таковой. А что представляет собой австрийская "Партия свободы" и каковы ее рейтинги?

Для понимания — эта оппозиционная партия имеет пятилетний контракт о сотрудничестве с партией "Единая Россия". Если говорить о ее рейтингах, то они серьезные: ее поддерживают 20-30% австрийцев. Хотя сейчас наблюдается тенденция к падению.

Известно, что эта политическая сила активно дружит с Россией, приглашает на собрания одиозных россиян, например, публициста Александра Дугина…

Дугин за время моего пребывания послом Украины в Вене ни разу не был ни на одном официальном мероприятии в Австрии. И моя принципиальная позиция — сделать все, чтобы этот фашист, называющий современных украинцев "расой дегенератов", не дышал австрийским воздухом.

А какая политическая сила Австрии наиболее дружелюбна к Украине?

У нас в Австрии много друзей. В том числе и в партиях коалиции. Очень хорошие контакты и в оппозиционных партиях: у "зеленых" и неолибералов.

Что делают украинские ведомства, дабы наладить лучшую связь с Австрией?

Работаем на всех направлениях. Пишем статьи. Выступаем. Встречаемся — публично и непублично. С друзьями и с недругами. При посольстве работает клуб Ukrainian Circle Vienna, куда приглашаем нынешних и потенциальных друзей Украины, инвесторов. В гостях у клуба были Наталка Яресько и Дмитрий Шимкив. Особенно запомнилась встреча с основателем корпорации "Чумак" шведом Йоханом Боденом, который рассказал, как приехал в Украину простым студентом и стал "кетчуповым королем" — австрийцы должны знать эти истории успеха!

Как украинское посольство защищает интересы нашего бизнеса в Австрии?

Наше посольство — единственное, которое в прошлом году провело ярмарку производителей украинских продуктов и австрийских ритейлеров. Ведь для каждого производителя встреча с мощным ритейлером — это мечта, и мы ее реализовываем. Кстати, хочу анонсировать, что в первых числах июля в Вене состоится новая встреча украинских производителей с местными ритейлерами. Кто заинтересован — обращайтесь ко мне. В том числе через Facebook и Twitter.

А с какими трудностями сталкиваются наши предприниматели в Австрии?

Начать с того, что я пока не вижу ажиотажа среди украинских предприятий, пытающихся прийти в Австрию. Многим нашим предпринимателям свойственна инертность. Не все владеют иностранными языками в достаточной степени, не все ориентируются в европейских реалиях. Но дорогу осилит идущий. Надо с чего-то начинать. Вот эти наши ярмарки, встречи с ритейлерами — это, на мой взгляд, неплохое начало. Да и бизнес, вроде, хвалит наши усилия.

А насчет проблем... Австрийский рынок часто очень закрытый, насыщенный, ориентированный на собственного производителя. Но не безнадежный, отнюдь. Еще одна проблема — эти самые ограничения в плане открытия банковских счетов. Но и эта проблема решаема, если бизнес честный, а деньги чистые.

То есть главная помеха украинскому бизнесу в Австрии — это слишком прозрачный тамошний бизнес-климат…

Опять нет. Кстати, по уровню прозрачности власти Украина занимает 24 место среди стран мира. То же место, что и Австрия.

Два года назад я была в Вене и не заметила массовости украинских продуктов в местных супермаркетах. Их по сути нет. Почему?

Ну, два года назад не было зоны свободной торговли. Однако и сейчас украинские продукты трудно встретить на полках. Это правда. Причины я назвал выше. Но мы работаем, чтобы изменить ситуацию. Кстати, не только в продуктовой сфере. Надеюсь осенью свести украинских производителей мебели с европейской мебельной сетью Lutz, штаб-квартира которой находится в Австрии.

И вы думаете, что Украине удастся переломить ситуацию? Ведь вопрос не столько в том, что мы можем предложить Австрии, а скорее — какие наши товары могут быть реально интересны австрийским покупателям?

Думать — это весьма существенный компонент нашей работы. Без него никак. Ну, рынок насыщенный. Рынок достаточно закрытый, самодостаточный, по нашим меркам не очень большой. Австрийцам достаточно того, что у них есть на полках. А мы должны прийти и убедить их, что можем предложить или что-то лучшее или что-то по лучшей цене.

Если по-большому счету австрийцы ни в чем не нуждаются (в плане обеспечения товарами), то что тогда дала для украинского бизнеса ЗСТ с Европой в рамках Австрии?

Зона свободной торговли для нас — это то же, что ЗСТ для любой другой страны — шанс. Просто чтобы им воспользоваться, нужно действовать так, как принято действовать в бизнесе: жестко, настойчиво, целеустремленно.

Беседовала Татьяна ОМЕЛЬЧЕНКО