НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Участвовать в выборах в Украине станет дороже: во сколько обойдется стать кандидатом

Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс. Фото: Delo.ua
Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс. Фото: Delo.ua
Денежный залог для потенциальных кандидатов, желающих поучаствовать в местных выборах, станет в разы выше. Новые формулы расчета этой суммы заложены в Избирательном кодексе, одобренном парламентом

Стать кандидатом на выборах в Украине будет дороже — в новом Избирательном кодексе, который должен вступить в силу 1 января 2020 года, Верховная Рада пересмотрела формулу, по которой рассчитывается денежный залог для каждого желающего поучаствовать в выборах. С одной стороны, такое нововведение ограничит шансы многих потенциальных кандидатов на участие в выборах. Но с другой, как говорят политические эксперты, это обеспечит своеобразный и немаловажный финансовый ценз, который отметет часть кандидатов, не готовых к избирательной гонке.

Delo.ua выясняло, во сколько сейчас обойдется участие в выборах, и что стоит за повышением размера денежного залога для кандидатов.

Размер денежного залога перед выборами определяет Центральная избирательная комиссия (ЦИК). Однако формулы, по которым эта сумма определяется, прописаны в украинском законодательстве. И если раньше фиксированная сумма была по крайней мере для кандидатов в Президенты Украины — а это 2,5 миллиона грн, — то в новом Избирательном кодексе и эту норму пересмотрели. Но неизменным остались условия возвращения этих денег — при отказе в регистрации кандидата, если выборы были признаны несостоявшимися или если кандидат на них победил. В остальных случаях внесенные деньги перечисляются в государственный или местный бюджет в порядке, установленном ЦИК и министерством финансов Украины.

Президент Украины

В законе "О выборах Президента Украины" до принятия нового избирательного законодательства сумма залога была фиксированной и составляла 2,5 миллиона гривен. Вносить ее должна партия, которая выдвигает кандидата, или он сам. 

Но в новом Избирательном кодексе сумма залога составляет 650 минимальных зарплат, установленных на день начала избирательного процесса. В бюджет 2020 года была заложена минимальная заработная плата в размере 4 723 грн. То есть, если бы выборы Президента Украины стартовали бы при таком размере минималки, то денежный залог каждого из кандидатов составил бы 3 069 950 гривен. При этом, возвращается такой залог только тому кандидату, который либо вышел во второй тур, либо победил на выборах. Или же ему было отказано в участии в них. В остальных случаях деньги направляются в государственный бюджет.

Народные депутаты

Размер денежного залога для партии, которая выдвигает кандидатов в народные депутаты по общегосударственному избирательному округу в новом Избирательном кодексе составляет одну тысячу минимальных зарплат — 4 723 000 гривен. Однако, и в законе "О выборах народных депутатов Украины" размер залога, который партия должна была внести за своих кандидатов в общегосударственном округе, считался по такой же формуле. За каждого кандидата в одномандатном округе партия, которая его выдвигает, (или он сам, если является самовыдвиженцем) должна была внести сумму в размере 10 минимальных зарплат — 47 230 гривен.

Вернут деньги партии или кандидату в случае отказа в участии в выборах или в случае победы (для партии — это право распределять депутатские мандаты).

Формула залога для участия в выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым — это 500 минимальных заработных плат, то есть 2 361 500 гривен.

Мэры и другие местные выборы

За желание поучаствовать в выборах мэра потенциальным кандидатам или партиям, которые их выдвигают, придется платить в разы больше. Если до принятия нового Избирательного кодекса сумма залога рассчитывалась по формуле 4 размера месячной минимальной зарплаты на каждые 100 тысяч избирателей соответствующего одномандатного округа, то в новом законодательстве она будет считаться из расчета уже на каждые 10 тысяч избирателей. То есть, если, предположим, на округе 1 млн избирателей, то по действующей ранее формуле залог составил бы 188 920 гривен. Теперь же он составит 1 889 200 гривен, то есть увеличится в 10 раз.

Вносить эти деньги должен будет кандидат или партия, которая его выдвинула, а вернут их в случае отказа в регистрации кандидата или при его желании сняться с выборов (но не позже, чем за 30 дней до голосования), в случае признания выборов несостоявшимися или если он на выборах победит.

Ситуация с расчетом формулы залога для кандидатов в депутаты областных и городских (для городов с количеством избирателей, превышающим 90 тысяч человек) советов аналогична — ранее его размер считали исходя из каждых 100 тысяч избирателей, а после того, как Избирательный кодекс вступит в силу — из каждых 10 тысяч. Вернут эти деньги в случае отказа в регистрации списка кандидатов или если список партии (или кандидаты, которые выдвигались в виде списка независимых кандидатов) будет участвовать в распределении мандатов областного или городского совета. Если нет — то эти деньги будут перечислены в соответствующий областной или городской бюджет.

Проверка на прочность или устранение конкурентов: что говорят эксперты

Такое изменение избирательного законодательства можно расценивать как структуризацию избирательного процесса, в ходе которой представители микропартий, самовыдвиженцы, для которых эта сумма ранее была посильной, отсеются, говорит директор Института социально-политического прогнозирования "Диалог"Андрей Миселюк. Но это только один аспект. С другой стороны, за этим решением может стоять попытка партии власти увеличить свои шансы на победу и на местном уровне, говорит эксперт.

"В первую очередь она исходит из того, что большинство ресурсов будет находиться у них и именно кандидатам от партии власти будет по силам этот залог внести. И более того, у них будут иметься средства потом на проведение полноценной избирательной кампании, в то время, как другие потенциальные кандидаты, которые, может быть, с точки зрения популярности более ресурсные и имели бы возможность составить им конкуренцию, отсеются из-за того, что не смогут предоставить необходимый залог. Это подтверждение того, что в этом решении сочетание исключительного прагматизма и желания увеличить свои шансы для того, чтобы и на местном уровне власть в свои руки взять", — говорит Миселюк.

Как отмечает политолог Владимир Фесенко, части потенциальных кандидатов увеличение размера залога действительно ограничит возможность участвовать в выборах. Однако, по мнению эксперта, это не проблема, а способ проверки серьезного кандидата, который впоследствии сможет вести кампанию. Более того, к примеру, большой залог для кандидата в президенты — 2,5 миллиона гривен, — не остановил ни серьезных кандидатов, ни технических, которых, по оценкам эксперта, было не меньше трети среди всего числа участников гонки.  

"Если не будет таких финансовых ограничений, то риски, связанные с тем, что будет очень много случайных людей, "спойлеров", которые в итоге деформируют избирательную кампанию, будут достаточно высокими. Любой серьезный игрок, не только какая-то персоналия, но и политическая партия, выдвинет кандидата, и это будет проверка на организационную состоятельность, — считает Фесенко. — Понятно, что у тех, кто связан с теми или иными бизнес-структурами, имеют больше возможностей для участия в выборах, но будем реалистами — если у кандидата нет достаточного финансового ресурса, то даже без взноса для участия в выборах он не будет самостоятельным и серьезным конкурентом, потому что потребуются вложения в избирательную кампанию, на рекламу. Поэтому я не думаю, что это как-то исказит или деформирует выборы".

Еще один аспект увеличения размера залогов для кандидатов, которые в большинстве своем не возвращаются, является полезным для государства — за счет этих взносов оно компенсирует часть затрат на избирательную кампанию, говорит Фесенко.

С другой стороны, потенциальный кандидат может попросить о помощи со взносом у своих будущих избирателей. Как отмечает Миселюк, такая практика активно используется в США — например, кампанию экс-президента Америки Барака Обамы активно финанировали рядовые американцы. Однако в Украине с этим будет сложно. Особенно учитывая финансовое положение избирателей и то, что люди с большим подозрением относятся к попыткам их использовать в политических технологиях так открыто, считает Миселюк.

С другой стороны, если кому-то из потенциальный кандидатов удастся получить от украинцев финансовую помощь, это будет означать, что еще до старта выборов он уже провел серьезную работу со своими потенциальными избирателями так, что они даже на самом начальном этапе уже готовы его поддержать. Как отмечает Миселюк, для кандидата это еще и хороший способ мобилизовать своих избирателей, работать с ними напрямую и таким образом значительно увеличить свои шансы на победу.

Напомним, что президент Владимир Зеленский ветировал проект закона об Избирательном кодексе, принятый Верховной Радой еще в 2017 году. Повторной проект закона с предложениями президента парламент одобрил в середине декабря. Вступить в силу новый Избирательный кодекс должен 1 января 2020 года.